столицы союзных РЕСПУБЛИК
БАКУ
М. ПРАТУСЕВИЧ
Фото М. Альперта
«Если бы меня спросили, что наиболее удивительного и поражающего ее друзей и даже ее врагов совершено советской властью, я ответил бы: посмотрите на Баку. Ибо нигде, как в Баку, так не видна разящая пропасть между бесправием, рабством и нищетой вчерашнего дня и счастьем сегодняшнего...» — писал известный французский писатель Анри Барбюс.
Посмотрите на Баку! Поднимитесь в нагорный парк, где на высокой скале стоит прекрасно изваянный скульптором Сабсаем памятник Кирову. Трибун революции во вдохновенно-величавой позе протягивает руку вперед и как бы говорит: какой чудесный город!
Широким амфитеатром раскинулся Баку. К западу громоздятся облитые солнцем белые дома и дворцы с протянувшимся у их основания приморским бульваром. Золотистая гладь бухты переливается всеми оттенками радуги. Севернее начинаются производственные районы, которые здесь называют черным и белым городом, с фантастическими очертаниями нефтеперегонных заводов и крекингов, а далеко, за городом, на фоне неба темнеют силуэты буровых вышек...
Посмотрите на Баку ночью: океан огней, перед которыми бледнеет все великолепие южного звездного неба...
Нельзя оторвать взора от раскинувшейся перед вами волшебной панорамы городакрасавца.
Это столица Советского Азербайджана.
До революции Баку был крупным промышленным центром России. Он быстро рос. Однако его рост не был связан с общим развитием края. Нищета, безграмотность и бескультурье господствовали! тогда во всем Азербайджане.
При советской власти Баку стал центром союзной республики. Народ перестроил свою столицу, насытил ее талантами, украсил богатствами. Ключом забила здесь культурная жизнь и тысячами каналов разлилась по всей республике.
Почти со сказочной быстротой возникали в Баку высшие учебные заведения и научные учреждения. Была создана Азербайджанская академия наук. В своих институтах и лабораториях она взрастила и воспитала сотня инициативных исследователей, талантливых разведчиков недр, смелых. новаторов в области технической мысли. Были развеяны легенды об Азербайджане как о стране бесплодных пустынь. Не заселенные огромные пространства муганских, мильских и сальянских степей стали покрываться ирригационной сетью — появились хлопковые и субтропические плантации, зерновые поля. Были созданы первые гидростанции. Широким фронтом развернулись работы по возведению грандиозной плотины на Куре. Вы не найдете в Баку ни одного человека, который с гордостью не следил бы за строительством Мингечаурской гидроэлектростанции.
В Кировабаде бакинские геологи обнаружили богатейшие нефтяные месторождения, а инженеры и строители вписали в привлекательные кировабадские пейзажи контуры буровых вышек. В Дашкесане открыты залежи первосортной железной руды и цветных металлов.
Бакинские строители работают хто всей республике. Они возводят новые фабрики и заводы, прокладывают железнодорожные и шоссейные пути, строят красивые дома и театры...
В стране, где, кроме Баку, не было ни одного, даже маленького театра, сейчас построено. больше двадцати великолепно оформленных театральных зданий. В Кировабаде, в Закаталах, в Нухе, в Нахичевани идут пьесы классиков азербайджанской драматургии Сабира и Ахундова, советских драматургов Самеда Вургуна и Джафара- Джабарлы, Фадеева и Симонова... Воспитанники Бакинского театрального института молодые режиссеры и актеры смело и талантливо находят пути развития своего молодого национального театра. В столице были созданы и поставлены первые азербайджанские оперы «Лейли и Меджнун», «Кер-Оглы», «Ветен». Здесь впервые азербайджанцы увидели национальный балет «Девичья башня».
Развитию в стране народной музыки способствуют Бакинская филармония и Дам народного творчества. Их бригады — частые гости в самых отдаленных районах республики.
Педагогический, Индустриальный, Архитектурный, Физкультурный и другие бакинские институты питают кадрами молодую расцветающую республику.
Столица Азербайджана, Баку,—един из красивейших городов Союза.
Еще тридцать лет назад Баку задыхался в узеньких, извивавшихся змейкой улицах и тесных переулках с одноэтажными слепыми зданиями, без зелени, без воды. Тучи песка и пыли, хлопья сажи и зной отравляли жизнь сотням тысяч людей. Да, в городе уже тогда было больше 250 тысяч жителей.
Иностранные капиталисты Ротшильд. Нобель, Нешау и другие, почуяв запах нефти, уже в конце прошлого века ринулись в Баку, как хищники. В короткое время они завладели большинством нефтеносных участков и вложили колоссальные капиталы в это прибыльное дело. Поменьше дать, побольше взять — таков был их девиз. И, получая баснословные доходы, они совершенно не заботились о благосостоянии города и благополучии его жителей. Рабочие своим трудом создавали для нефтяных королей
несметные, сказочные богатства, а сами задыхались в нефтяных колодцах, ютились в грязных казармах.
Нефтяные промысла и рабочие поселки! Словно кошмарный сон вспоминают о них старые бакинцы. «Нефтяные промысла остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада... Впечатление было ошеломляющее... Среди хаоса вышек прижимались к земле наскоро сложенные из рыжеватых и серых неотесанных камней длинные, низенькие казармы рабочих, очень похожие на жилища доисторических людей...»— так писая Горький о рабочих поселках дореволюционного Баку.
Взгляните на рабочие поселки имени Разина, Шаумяна, Монтина... Зеленые бульвары, сады вокруг!
Пройдитесь по бывшему Арменикеиду, теперь поселку имени Степана Шаумяна. Асфальтированные улицы с аллеями сосен идут по гористому склону, застроенному розовыми, белыми и оранжевыми домами с большими окнами и балаганами. В этих домах уютные квартиры с ваннами, газовыми плитами, электрическим освещением.
Это дома рабочих и специалистов.
«Вчера в бухте утонул фаэтон и лошадь исчезла в грязи»,—писала бакинская газета в 1913 году. Тогда смета городской думы предусматривала «ограждение перилами открытых канав в Арменикенде»,— прочтете вы. Однако и это мероприятие по благоустройству рабочего поселка не было выполнено «в виду отсутствия средств».
В дореволюционном Баку негде было укрыться от немилосердно палящих лучей солнца. Два небольших сада, принадлежавших бакинским миллионерам, были закрыты для горожан. Вода ценилась на вес золота. Ее привозили на пароходах, в цистернах, издалека. Ею могли пользоваться только богатые. Бедняки пили опресненную морскую веду. Как бы удивились Ротшильды и Манташевы, узнав, что подземные реки, питающиеся ледниками Кавказского хребта и находящиеся на расстоянии 150 километров от Баку, отдают свою живительную влагу столице Азербайджана. Восемь с половиной миллионов ведер воды в день получает Баку. Но и этого уже мало. В 1947 году вторая очередь водопровода даст еще дополнительно миллионы ведер воды в сутки.
Сейчас Баку—город парков и садов. Лен
ггаранекая мимоза со ек л а дыв ающиаятся на ночь листьями, инжир, маслины, гранат, олеандр, стройный кипарис, зльдарская сосна дарят горожанам свежесть, прохладу, тень. Широкой полосой тянутся аллеи одного из лучших в Союзе приморских бульваров.
Многие жители Баку помнят, как мучительно было передвигаться в этом большом, пыльном, раскаленном городе. Чтобы попасть в промысловые районы Сабунчи или
Сураханы, нужно было затратить 4—5 часов. Сейчас 72 километра трамвайных линий связывают отдельные части Большого Баку. Автобусы и троллейбусы пересекают город вдоль и поперек. Первая в Советском Союзе электрифицированная железная дорога — Сабунчинская — соединяет окрестности и нефтяные районы с городом. Вокруг
Баку проложено более 200 километров образцовых, асфальтированных дорог.
Асфальт и зелень не только украсили столицу, но и защитили ее от ударов северных ветров, называемых здесь нордом. Норд не угрожает теперь городу тучами пыли и песка. Хорошо стало в Баку!
Баку — город сплошной грамотности, культурный и научный центр Азербайджана. 14 вузов, 54 научно-исследовательских учреждения, 34 техникума, 170 средних школ, театры, консерватория, художественные школы, дворцы культуры, клубы и библиотеки несут азербайджанскому народу прогрессивную мысль, знания, культуру.
Баку — город нефти. Но столице республики мало одной нефтяной промышленности. И одно за другим выросли сотни новых предприятий самых разнообразных, отраслей промышленности.
Замечательному росту Баку много способствовала помощь братского русского народа. Сердцу русского человека дорог Баку—город революционных восстаний, стачек и забастовок. Грандиозная стачка бакинских рабочих в декабре 1904 года закончилась заключением первого в истории рабочего движения России коллективного договора с нефтепромышленниками и явилась как бы предгрозовой молнией накануне революционной бури в России. А когда в 1908 году повсеместно свирепствовала реакция к свистела царская нагайка, взоры всего пролетариата были с надеждой обращены к Баку, где рабочее движение приняло невиданный для того времени размах.
Баку был цитаделью большевизма. Здесь жил и отсюда руководил борьбой закавказского пролетариата великий Сталин. Здесь в революционной борьбе закалялась воля К. Е. Ворошилова, Серго Орджоникидзе, А. И. Микояна. Здесь в полную меру развернулся талант народного трибуна С. М. Кирова. Здесь боролись за дело бакинской коммуны и были предательски расстреляны английскими оккупантами славные 26 комиссаров—Шаумян, Джапаридзе, Фиолетов, Корганов, Азизбеков...
Бот почему так любит Баку русский народ. Лучшие ученые, строители, инженеры
приехали сюда из Ленинграда, Москвы и других со ролов России, чтобы вложить свой труд в обновление города.
Это они помогли азербайджанскому народу создать свою Академию наук.
Ленинградский архитектор Ильин собрал
вокруг себя талантливую азербайджанскую молодежь и вместе с нею создает неповторимые архитектурные ансамбли.
Так. на деле осуществляется сталинская политика дружбы народов.
Баку! Отсюда, как лучи солнца, проникает во все уголки республики сеет знания. Отсюда ежегодно разъезжаются по всему Азербайджану тысячи молодых инженеров, врачей, агрономов, учителей, артистов, политических деятелей.
У бакинцев одна цель, одна задача — сделать жизнь в родной стране еще более счастливой, ускорить ее движение вперед, по пути, начертанному Лениным, по пути, которым ведет их великий Сталин.
На проспекте Кирова.
Площадь Низами. Академия наук Азербайджанской ССР.
Нефтеналивная пристань.