довищное давление: 400 тонн на квадратный метр площади. Эта гигантская сила сокрушила бы все на своем пути, если бы не искусство наших инженеров, укротивших и заставивших Храми из Триалетских гор работать на человека. И снова для наглядности вспомним о старике Днепре: высота падения его воды — 37 метров.
Течет Храми в узком горном ущелье. Собственно, в переводе с грузинского «Храми. и- значит «Глубокое ущелье». Инженеры воспользовались выгодным для осуществления их плана рельефом местности и перехватили реку. Вернее, заперли ее в глубокой долине. Даже самый проницательный стратег не мог бы выбрать лучшего места для пленения Храми, чем плацдарм, дарованный самой природой: кольцо высоких скал и непроницаемый грунт.
В этой долине археологи нашли отделанную золотом колесницу и много других изумительных вещей. Драгоценные находки свидетельствуют о высокой культуре древних предков грузинского народа, живших в Триалетских горах еще задолго до христианской эры. Но последнее, с. научной точки зрения, ценное открытие сделано при переселении местных жителей из. затопляемой долины на новые места. В одной из деревушек стояла церковь — прекрасный памятник древнего зодчества. Было решено несколько самых крупных камней, из которых сложена церковь, отправить в Тбилисский музей. К удивлению знатоков старины, под христианскими крестами, изображенными на камнях, были обнаружены знаки сумерийской эпохи — солнечный диск с кистью руки. Происхождение колесницы или чаши, найденных в Триалетских горах, еще можно оспаривать. Можно предполагать и утверждать, что эти вещи в качестве трофеев были завезены древними воинами, скажем, из Ассирии. Но ведь никому не пришла бы мысль завозить издалека в Триалетскую долину огромные тесаные камни, весом по 4 тонны. Ученые, воссоздающие историю грузинского народа, оценили находку, сделанную при строительстве гидростанции, как блестящее доказательство существования в Закавказье одного из старейших очагов цивилизации.
Прежде чем возвести плотину и затопить чащу долины, надо (было временно отвести течение реки в сторону. Перфоратором и аммонитом отважные горняки пробили для Храми временное русло.
Теперь инженеры взялись за устройство плотины — массивной длинной стены высотой в 42 метра. Инженеры подсчитали: долина вместит до 300 миллионов кубических метров воды. Одного лишь камня и бетона было недостаточно, чтобы плотина сдержала гигантскую водяную массу. Строители призвали на помощь металлургов. С напорной стороны, обращенной к водохранилищу, плотину «с ног до головы» заковали в стальной панцырь. Впрочем, техни
ческий язык прозаичен: этот панцырь инженеры называют «защитным экраном». Но сталь, из которой изготовлен защитный экран, особенная, и название ее необычное: «Д. С.». Долговечная, нержавеющая сталь, замечательный сорт металла, изобретенный металлургами для строительства Дворца Советов. И сколько бы ни таяло снега в Триалетских торах, и как бы ни бушевали и ни напирали вешние воды, плотина выдержит.
Сооруженная на века плотина образовала озеро площадью в 30 квадратных километров — источник постоянного питания гидротурбин. Весной или знойным летом, дождливой осенью или в суровую зиму — всегда машины получат столько воды, сколько понадобится. Работоспособность многих других гидростанций зависит от сезонных капризов природы. Станция на Храми избавлена от метеорологических колебаний и особенностей года. Располагая резервом воды, она в состоянии работать равномерно, с точностью часового механизма.
Мы рассказали здесь лишь о том, каким способом инженеры взяли в плен потен
циальную энергию Храми. При проектировании и в процессе строительства вставало много других, не менее сложных задач и вопросов. Например, подачу и давление воды на турбины надо непрерывно регулировать в зависимости от практической потребности в электроэнергии. Для этой цели устроены две огромных камеры, благодаря которым давление воды поддерживается на необходимом уровне.
...Когда понадобилось доставить оборудование электростанции в Триалетские горы, выяснилось, что существующая дорога и мосты непригодны для транспортировки тяжелых, громоздких грузов. Требовалось либо реконструировать старое шоссе либо проложить новое. Казалось, первый вариант выгодней. Но строители изыскали новую трассу, более удобную и короткую. Прокладка нового шоссе стоила втрое дешевле, чем обошлась бы переделка старого, хотя при этом взорвали и расчистили буквально гору камня — миллион кубометров. Титанический труд оправдал и окупил себя: теперь сверхсильные тягачи беспрепятственно везут в горы детали машин весом в 40—60 тонн.
Инженер Василий Тимофеевич Кавлашвили прошел путь от Сталинграда до Праги. На стройке он возглавил один из самых боевых
участков: проходку тоннеля в скалах.
В ущельях Триалетских гор течет река Храми.