К 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Всеволод ИВАНОВ
Нет площади более нежно любимой и дорогой для народных масс наших союзных республик, чем московская Красная площадь. Она невелика по размеру, много есть в нашей стране городских площадей, которые больше ее. Но она. Красная площадь, занимает в нашей груди ровно столько места, сколько занимает сердце, бьющееся радостно и гордо!
На Курильских островах, в горах Памира, на Новой Земле, в глубине тайги, в туркменской пустыне Кара-Кумы, в пышных долинах Семиречья, в далеких рудниках Алтая, среди виноградников Кавказа — всюду, где работает советский человек, голос диктора, возглашающего: «Говорит Красная площадь», — вызывает взрыв патриотической гор
дости, каждый из нас представляет Красную площадь трепещущую, полную людей, полную победных знамен, грома оркестров, кликов торжествующего, непобедимого нашего народа! И каждый из нас видит, как неспеша поднимается на мавзолей великий Сталин, вождь и учитель советского народа, друг и ученик Ленина, создатель невиданного в мире социалистического общества, славного общества, которое верно и уверенно идет к твердыням коммунизма.
Ныне советский народ торжественно отмечает 800-летие Москвы. Много столетий Москва, Русь стояли несокрушимые в своей славе, как горный хребет. Предания о ее великих богатырях, о ее безвестных героях-воинах несли славу Москвы в вечность. Мимо высоких и мощных стен Кремля по Красной площади шли в бой за Русь, за Москву, по первому кличу своих полководцев лучшие люди страны, труженики ее, ее богатыри.
Здесь, у стен Кремля, перед походом на татар, перед Куликовской битвой колыхались багряные великокняжеские стяги. Отсюда тронулись в бой дружины Дмитрия Донского по Великой улице, пролегавшей тогда пониже того места, где теперь стоит храм Василия Блаженного.
Сюда, на Красную площадь, к древним стенам Кремля, покрытым пеплом и углем пожарищ, гражданин Минин и воевода Пожарский привели свое ополчение, и здесь, под мечами русских, запертые в Кремле, пали польские паны, которые хотели покорить Москву и Русь.
Через Москву и Красную площадь шли воины Петра Первого, шли, чтобы принести своей родине лавры Полтавской победы.
Через Москву в удивительные и победоносные походы шли солда
ты генералиссимуса Александра Суворова, чтобы принести своей родине бессмертную героику перехода через Альпы.
Через Москву и Красную площадь проходили полки Михаила Кутузова, те полки, которые разгромили дотоле непобедимые полчища Наполеона.
Здесь, возле древних кремлевских стен, на Красной площади, не раз выступал с речами В. И. Ленин, приветствуя советские войска и трудящихся. Из Москвы через Красную площадь шли советские войска защищать страну Советов, защищать Октябрь и его завоевания в дни гражданской войны и в дни гигантских битв 1941—1945
годов.
Ленин! Для кого это имя не символизирует собой пламя и творчество Октября, для кого это имя не меч, не истинный огонь Октября, не его мудрость и слава? Ленин воплотил в себе лучшие черты русского характера, ибо он обладал неслыханной смелостью как в постановке, так и в разрешении самых сложнейших проблем, стоявших перед Советской страной. Среди лучших русских людей он был наилучшим, ибо, оставаясь русским, он был другом и братом всех угнетенных, всех порабощенных, он был светочем коммунизма, светочем нового общества.
Сталин! Имя, вдохновлявшее и вдохновляющее нас на военные подвиги и на подвиги мирного строительства. Имя, воплощающее идею, которую никто никогда не победит. Имя, воплощающее знамя, которое ни перед кем не склонялось и не склонится, знамя Москвы — Сталинграда — Ленинграда, знамя, перед которым бежали в паническом страхе враги, знамя, водруженное нами над Берлином! Знамя пятилеток, знамя могучих заводов, знамя колхозов, знамя всей нашей родимой зелии!
Ноябрь 1941 года.
Вдохновленные прошлым, овеянные славой настоящего, крепко стоят за Отчизну сыны нашей Родины.
Всю ночь на 7 ноября шел снег, дул ветер, и перед утром взмыла сильная-метель. И однако всю ночь по городу двигались войска. У стен домов расположились танки, минометы, пушки. Стояла пехота, держа на плечах противотанковые ружья. Мчались мотоциклисты-связисты с пакетами.
Никто во всем мире, кроме советских людей, не ждал, что в Москве
Фото Дм. Бальтерманца