4. Богат Южный Сахалин высококачественными углями. Недаром к этому углю тянулись японские захватчики. Оставляя под ударами Советской Армии Южный Сахалин, японцы вывели из строя более 20 шахт, часть из них была затоплена и обвалена, а оборудование вывезено с острова.
На восстановление шахты Тайхэй треста Углегорскуголь в прошлом году затрачено 3 миллиона рублей. Сейчас здесь новое, совершенное оборудование.
На снимке: машинист рудничного электровоза И. И. Москалев вывозит уголь из шахты Тайхэй
5. Обильны рыбой воды у берегов Сахалина. Когда идет кета или сельдь, море походит на кипящий котел. Сотни рыболовецких бригад выезжают тогда в море. Богатый улов ежедневно сгружают они на пристанях рыбных комбинатов. На снимке: бригада Г. С. Ковалева вернулась с промысла.
6. Большая часть территория Южного Сахалина покрыта лесами.
Советские люди приступили к планомерным лесозаготовкам. В новой сталинской пятилетке будут механизированы трудоемкие процессы, реконструированы старые и построены новые лесопильные заводы.
Углегорский район занимает од но их первых мест на Южном Сахалине по запасам леса. Заготовленная древесина сплавляется по реке. Значительная часть леса поступает в переработку на бумагу и целлюлозу.
На снимке: древесина прибыла на Углегорский бумажноцеллюлозный комбинат. Мастер лесной биржи М. С. Герасимов руководит разгрузкой.
7. В море много глубоководных крабов — самых крупных ракообразных Животных. Ширина панцыря промыслового дальневосточного краба — до 16 сантиметров, расстояние между клешнями — до метра, вес — 2—3 килограмма. Сладковатое мясо краба содержит много иода и фосфора. В послевоенной пятилетке добыча крабов в водах Дальнего Востока возрастет на 70 процентов по сравнению с довоенным временем.
На снимке: разборка привезенного с моря улова крабов на пристани рыбозавода.
К 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ
На Большой Семеновской
Е. С. ВАСИЛЬЕВА
Директор 428-й школы Москвы
Молодые москвичи ходят по ярко освещенным, широким асфальтированным улицам, живут в новых, красивых домах, посещают театры, кино, дворцы культуры, пользуются метро, автотранспортом. Не все знают, что предшествовало расцвету любимой столицы, а молодежь думает порой, что так было всегда.
Я всю жизнь провела в Москве. 35 лет работаю учительницей. Помню Москву совеем другой. Вспоминая далекое прошлое, когда сама еще ходила в школу учиться, сопоставляю то время с настоящим и еще реальнее представляю себе плоды сталинской реконструкции столицы.
Осень 1904 года. Начались учебные занятия. Но на улицах окраины Москвы нет оживления, обычного теперь в день первого сентября, Не видно потока детей и подростков. В нашем
районе было всего несколько начальных школ, ютившихся в деревянных домишках. Ни одной средней школы не было.
Мне было десять лет, когда я начала учиться. Целый час я добиралась до школы. По затопленным, грязным переулкам и закоулкам, встречая плавающих уток и гусей, я выходила на Большую Семеновекую улицу. Теперь здесь многоэтажные дома, красивая станция метро. Дорога дальняя. Мысленно повторяешь все заданные накануне уроки. Но вот школа. Школьная жизнь ограничивалась классными занятиями. Развлечений мы не знали. Радовались, когда покажут туманные кар. тины, но это бывало не чаще, чем два раза в году. На просмотр приглашали вечером, часам к шести.
Уже темнеет. Фонарщики зажигают керосиновые лампочки. Вокруг пустынно, почти нет движения, изредка покажется извозчичья пролетка, телега с кладью или ковка, которую тянет пара лошадей. Ходит она редко, медленно, поэтому предпочитаешь идти пешком.
Эти редкие вечерние посещения школы помнятся как радостные события, вносившие разнообразие в кашу жизнь.
Сейчас все по-иному. Окончились занятия, но жизнь в школе продолжается: здесь работает хоровой кружок, там проводится интересный пионерский сбор, доносятся звуки марша: демонстрируют звуковой кинофильм «Руслан и Людмила»; в десятом классе кто-то из учителей ведет беседу о выборе профессии...
Вспоминаются воскресные прогулки тех лет. Выйдешь на Семеновскую площадь, где сейчас великолепный кинотеатр «Родина» и станция метро «Сталинская», — и открывается перед тобой грязный пустырь. Водовозы черпают из бассейна воду и развозят в бочках по домам.
Вдали виднеется лес, теперь там Измайловский парк культуры и отдыха. Всех тянуло поближе к природе, но добирались туда пешком, по пыльным дорогам. Пока достигнешь цели, сильно устанешь, а предстоит такой же утомительный обратный путь. Удовольствия мало. А теперь поезд метро в пять минут доставит вас после воскресного гулянья домой.
Дело не только во внешних переменах, происшедших в Москве. Шли годы. Приближался день окончания учебы. Перед каждой из нас вставал вопрос о работе. Найти работу было чрезвычайно трудно, особенно работу по душе. Чаще всего юношеские мечты не осуществлялись,
Я смотрю сегодня на своих учениц. Веселые, жизнерадостные, они уверенно смотрят в завтрашний день, В вашей стране для молодежи открыта широкая дорога: выбирай ту специальность, которая тебя интересует, работай
на благо Родины. Москва о тебе позаботится. Мы говорим: Москва, думаем Родина, дорогая и любимая.