сочетание красоты сооружения с экономичностью его решения, за высокое качество типового проектирования, за широкое развитие конвейерно-поточных, скоростных методов, за индустриализацию строительства. Это значит, наконец, что Академия должна обеспечить изучение, обобщение и максимальное использование в строительстве опыта передовой советской и заграничной техники.
Теснейшая связь с практикой, с проектными мастерскими, со стройками — основной путь дальнейшей работы нового научно-экспериментального центра.
Отрыв от производства, «академизм», кабинетное творчество — весь тот порочный метод работ, который в свое время практиковали и преодолели научные учреждения в других областях науки (Академия наук СССР, Всесоюзная академия с.-х. наук имени В. И. Ленина и др.) — не может и не должен быть повторен в Академии архитектуры СССР.
«Данные науки, — сказал на первом всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин, — всегда проверялись практикой, опытом. Наука, порвавшая связи с практикой, с опытом, — какая же это наука? Если бы наука была такой, какой ее изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для человечества. Наука потому и называется Наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики». Передовой научной теорией обогатить строительную практику и передовой практикой обогатить теорию архитектуры, — такова важнейшая и ответственнейшая задача Академии.
Разрешение всех этих задач неразрывно связано с идейно-политическим вооружением архитекторов, с овладеванием ими, при помощи Академии, революционной теорией Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.
Может ли обновленная Академия архитектуры СССР оправиться с этими огромного значения задачами?
На этот вопрос не может быть двух ответов.
Разумеется, в прежнем своем виде и составе Академия не могла ставить перед собой и разрешать такого рода ответственных задач. Являясь смешанным научно-учебным учреждением, с значительным преобладанием элементов учебного порядка, обладая весьма малочисленным составом высококвалифицированных мастеров Всесоюзная академия архитектуры ставила перед собой значительно более узкие цели и задачи. Совсем иначе обстоит дело теперь, когда четко обозначены стоящие перед Академией новые задачи и цели, когда она располагает всеми необходимыми организационными предпосылками и материально-технической базой и когда, наконец, в состав ее влиты лучшие архитектур
ные силы нашей страны. В этих условиях, Академия архитектуры СССР может и должна выполнить все стоящие перед ней ответственные задачи, должна стать подлинным боевым штабом архитектурной науки, архитектурного мастерства.
«Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». — Это историческое указание товарища Сталина, как нельзя больше, приложимо к вопросу о предпосылках, обеспечивающих выполнение Академией стоящих перед ней ответственных задач. Привлечение в ряды действительных членов Академии лучших зодчих Советского Союза — вот подлинный залог успеха ее дальнейшей работы. Имена этих зодчих — профессора А. А. Веснина, профессора-орденоносца В. А. Веснина, архитектора-орденоносца К. С. Алабяна, архитектора А. Г. Мордвинова, архитектора-орденоносца Б. М. Иофана, профессора-орденоносца С. Е. Чернышева, профессоров Н. Я. Колли, A. С. Никольского, Л. В. Руднева, И. В. Рыльского, B. Н. Семенова, М. Я. Гинзбурга, Η. П. Северова, архитектора Г. П. Гольца — широко известны не только в нашей стране, но в большинстве случаев и за границей.
В состав действительных членов Академии входят и прежние академики архитектуры, авторы значительнейших сооружений в стране — Г. И. Котов, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, А. И. Дмитриев, Г. Д. Гримм и А. Н. Бекетов.
Объединив в своем руководстве двадцать виднейших ученых и мастеров, обладающих многосторонней эрудицией и осуществивших строительство замечательнейших сооружений нашей страны, Академия по празу становится авторитетным центром искусства и науки архитектуры.
Почетное звание академика архитектуры возлагает на тех, кому оно присвоено, большую ответственность перед всей страной, доверившей им руководить и направлять все дело архитектуры.
Горячо приветствуя первый состав действительных членов советской Академии архитектуры, мы вправе ожидать от них деятельного участия и широкой инициативы в развитии советского зодчества.
Мы вправе ожидать, что их усилиями Академия будет превращена в подлинный штаб передовой архитектурной науки и мастерства, в центр притяжения всех лучших архитектурных сил страны, в аккумулятор их творческой энергии.
Мы вправе ожидать, что, опираясь на архитектурную общественность, Академия выполнит свой долг перед страной и поднимет на достойную высоту архитектуру социализма.