хозные фермы, прогулочные площадки, манеж, комбикормовый и молочный заводы, помещения для верблюдов и оленей — пантовых и северных. 
Свои достижения показывают и передовики свиноводства, доставившие на выставку свыше трехсот животных.
Многие экскурсанты останавливаются, чтобы получше обозреть розово-белого хряка, который отзывается на кличку Самоучка. Простая деревенская свинья рядом с этим великаном покажется мелкой и щуплой. Хряк, прибывший из совхоза «Венцы Заря», Краснодарского края, прекрасно сложен и упитан.
Когда хряка взвесили, то оказалось, что в нем пятьсот тридцать килограммов — тридцать три пуда! Длина туловища без десяти сантиметров два метра, а грудная клетка в обхвате два метра.
Самоучка — средних лет, ему четыре с половиной года. Свиновод совхоза Иван Терентьевич Науменко охотно рассказывает:
— Потомство Самоучки составляет шестьсот тридцать голов, они поддерживают славу своего родителя чемпиона выставки в колхозах и совхозах не только нашего Краснодарского края.
Свинью в просторечье часто называют фабрикой сала и мяса, а овцу также справедливо зовут клубком шерсти и мяса. Это вдвойне справедливо по отношению к молодым породам. Баранмеринос дает десять — пятнадцать килограммов шерсти в год и весит свыше ста тридцати килограммов.
Больше трети века ухаживает за овцами чабан научно-исследовательского института в Аскании-Нова Филипп Титович Постриган. Он привез оттуда пять асканийских мериносов. По ряду причин Ф. Т. Постриган не смог выехать своевременно и, чтобы не опоздать, доставил свою группу на самолете. Путешествие по воздуху животные хорошо перенесли и сейчас находятся в Павильоне овцеводства.
Один из тонкорунных асканийских баранов, No 3370, завоевал звание чемпиона. В среднем каждый баран весит по сто пятьдесят килограммов, а один из них сто шестьдесят шесть. Каждый дает шерсти, которой хватит на пятна
Ф. Т. Постриган с асканийскими баранами.
дцать двадцать метров первосортной ткани. Да какая это шерсть! Мягкая, шелковистая, рука тонет в ней, длина десять одиннадцать сантиметров.
Ф. Т. Постриган хорошо помнит академика М. Ф. Иванова, который вывел эту высокопродуктивную породу, усовершенствованную его учениками и последователями.
— Тринадцать тысяч голов, — говорит Филипп Титович,— выращенных в хозяйстве института, мы передали колхозам и совхозам. Хорошо принимают наших питомцев всюду. А почему? Большой доход приносит асканийский меринос коллективному хозяйству.
Всего экспонировано на выставке около девятисот маток и баранов пятидесяти пород и помесей. Впервые представлены новые породы — грозненская, сальская, казахская тонкорунная и архаромеринос. Прошли путь совершенствования и старые породы, те, что были на довоенной выставке.
Многообразен мир домашних животных, достойные представители которых заняли свое место в
Доярка А. П. Соловьева и выращенная ею корова Комса.
павильонах и на образцовых фермах. И куда бы мы ни заглянули, всюду есть чему поучиться.
Вот, например, кролиководство. На выставке свыше двухсот кроликов двадцати пород. И среди них есть свои чемпионы. В центре зала павильона возвышается скульптура, поставленная в честь крольчихи породы шиншилла. Крольчихи славятся своей плодовитостью, и на этом поприще им трудно выделиться. Однако та, что заслужила «увековечения», видимо, самая плодовитая среди плодовитых. Мы не знаем, какой кличкой нарекла эту крольчиху Варвара Михайловна Поспелова, которая вот уже два десятилетия занимается кролиководством в колхозе «Путь к коммунизму», Молотовской области. В течение одного года крольчиха и ее многочисленное потомство, рожденное в том же году, произвели на свет двести шестнадцать кроликов!
Иначе говоря, крольчиха вместе со своим потомством дала за год двести пятьдесят килограммов вкусного мяса — столько же, сколько обыкновенная корова. И не только мяса. Под стеклом витрины мы видим, что можно
изготовить из шкурок кроликов: воротники и шапки, шубки и рукавицы. Как известно, шкурки кролика обрабатываются под дорогие меха — котик, соболь, крот, хорь, леопард. Шкурок этой крольчихи и ее потомства за год хватит, чтобы сшить четыре дамских меховых пальто или десять шубок для детей.
А кролики ангорской породы дают, кроме мяса, отличный теплый пух. От одной крольчихи с приплодом получают за год килограмм пуха. Из него можно связать десять вещей: шаль, кофту, варежки, берет, кашне...
Лай предупреждает о том, что поблизости находятся вольеры с собаками. Они собраны со всех концов нашей страны. Здесь овчарки и лайки, легавые пойнтеры и сеттеры, спаниели и борзые, сторожевые, охотничьи, спортивные и промысловые собаки.
Вот одну вывели на прогулку. Этот чемпион выставки борзой по кличке Гордый принадлежит Московскому обществу охотников. Охотятся с ним без ружья. Борзой, пущенный по зайцу или лисице, догоняет зверя, берет его и ожидает своего хозяина. За день с таким борзым можно добыть шесть семь зайцев, двух лисиц.
Во второй половине дня, перед вечером, на выводном кругу играет духовой оркестр. Плотной стеной стоят экскурсанты и посетители, с интересом наблюдая за животными, выведенными на прогулку. Проносятся чудесные орловские рысаки, горячие ахал-текинцы и другие верховые лошади; не торопясь, выступают могучие тяжеловозы отечественной породы. Важно шествуют двугорбые верблюды; медленно передвигаются, похрюкивая, свиньи; сбиваются в кучу мериносы.
Животноводческий городок — один из интереснейших разделов выставки, где показаны достижения и успехи передовиков, новаторов колхозов и совхозов. Их богатый опыт изучают тысячи экскурсантов, прибывающих со всех концов Советского Союза. Они учатся в этой замечательной школе передового опыта.
Фото
Г. БЛОК
Е. Умнова, А. Гостева и Г. Санько.
Борзой Гордый на прогулке.