ОБНОВЛЕННЫЙ
З. А. ЛЕБЕДЕВА,
директор Института туберкулеза Академии медицинских наук СССР
«Деревянным городом» называли еще недавно Якутск. Даже трехэтажные и четырехэтажные здания, больничные городки, помещение пожарной команды, музей были построены из бревен и покрыты деревянными крышами. Дощатые тротуары, деревянные мосты, торцовая мостовая и деревянная изгородь палисадников...
Издавна считалось, что слой вечной мерзлоты, лежащий на небольшой глубине, является препятствием для строительства каменных домов. Но смелые люди решили делом опровергнуть это. В 1950 году в Якутске был по-новому сооружен первый трехэтажный каменный дом.
С тех пор вступили в строй новые жилые дома и школы. Сейчас над городом высятся многочисленные металлические краны, поднимающие кирпич на стены третьих—четвертых этажей. Строятся школы, здания банка, театра.
Строительство идет не только в столице Якутской АССР. Меняют свой облик и другие населенные пункты республики: выстроены и строятся электростанции, больницы, школьные интернаты, санаторные лесные школы, Есть колхозы, в которых уже не видишь ни одного старого, глинобитного хотона.
В колхозе имени К. Е. Ворошилова, в деревне Табага, мы познакомились с многодетной матерью Ефросиньей Федоровной и ее мужем Иннокентием Васильевичем Лобановыми. У Лобановых одиннадцать детей. Мы застали дома семерых. Старший, Инно
кентий, 20-летний юноша, окончил в этом году речной техникум в Якутске и уехал работать заместителем начальника гидротехнического узла в Витим. Отец с гордостью рассказывал о нем:
Его любили в техникуме. Начальником направляли, но он не решился. Подумать только, начальник: одних бакенщиков девяносто человек на линии работает! Надо хозяйство вести, средствами распоряжаться. И правильно сделал, что пошел в заместители. Пусть жизнь повидает, у старших поучится.
Двое других сыновей работали в колхозе, старшая дочь уехала отдыхать. На стенах одной из комнат мы увидели карандашные и акварельные рисунки. «Подвиг охотника» — назывался один из них и «Олень в горах» другой. Оказывается, один из уехавших в колхоз сыновей любит рисовать.
— Везде рисует. Оттого и учится без должного прилежания,— с некоторым упреком рассказывает мать.- Альбина помоложе, а его обогнала: идет в педучилище.
Но чувствуется, что мать гордится сыном. Ефросинья Федоровна мечтает о том, чтобы он учился в художественной школе.
В семье — правильные взаимоотношения родителей с детьми. «Муравейник», как зовут они малышей, живет своей жизнью. Старшие девочки одевают, кормят малышей. У каждого свои обязанности. Вместе с тем к интересам каждого в семье относятся с большим вниманием. Все балуют второклассницу восьмилетнюю Любу за ее грациозность, подвижность, общительность, Четырехлетние близне
Ефросинья Федоровна и Иннокентий Васильевич Лобановы с детьми.
Якутск. Новый жилой дом на Октябрьской улице.
БОРЬБЕ ЗА ДЕЛО
Леніча
БУ,
Ученики Абагинской школы получили кубок и грамоту, заняв первое место в лыжных соревнованиях на приз газеты «Молодой коммунист».
цы Коля и Миша еще никогда не разлучались, и всюду их можно видеть вместе. Галя учится очень хорошо. Она уже в четвертом классе, но более слабенькая, чем остальные. Поэтому ее отправили на все лето к тете: «У нее поспокойнее. Она там отдохнет». Самый любимый — десятимесячный Сережа.
Как вы управляетесь с таким семейством? невольно удивилась я.
Забот, конечно, немало, сказал Иннокентий Васильевич,-но государство хорошо помогает: на каждого единовременно получили пособие и ежемесячно на младших получаем. В колхозе в прошлом году 724 трудодня выработали, да и в этом году не меньше выработаем, чем в прошлом.
А сегодня мама орден будет вечером получать,вставляет Люда. Ведь она давно уже у нас мама-героиня.
В Табаге мы побывали в медицинском пункте, в сельских яслях, а также в яслях, приехавших на летний сезон из Якутска.
Царская Якутия была одной из самых неблагополучных в санитарном отношении областей. Огромная смертность уносила в могилу почти половину населения в раннем детском возрасте.
Туберкулез, трахома, желудочно-кишечные заболевания поражали не только целые семьи, но и районы, а медицинское обслуживание было отсталым, не имело никакого влияния на оздоровление населения.
Шаманы и бабки пользовались гораздо бльшим авторитетом, чем фельдшеры и редкие гости врачи.
В 1910 году, например, на всю Якутскую область было около 20 врачей, половина из которых работала в городе Якутске. Одна районная больница под руководством фельдшера обслуживала население территории в 200 тысяч квадратных верст. Не было ни одного санитарно-противоэпидеми
7