Нефтепромыслы в городе Сталин.
вам бей в течение года? Вам и вашей семье?
Марко подумал с минуту и ответил:
— Одну кукурузу, в среднем шесть семь центнеров.
— А еще?
— Больше ничего.
На сколько же хватало вам этого?
На три месяца.
— Теперь скажите, поскольку этот год еще не кончился, сколько и чего получили вы в прошлом году на трудодни из кооператива?
И Марко ответил:
- 60 центнеров пшеницы 36 тысяч леков деньгами, 84 килограмма фасоли, 16 центнеров картофеля, 6 килограммов шерсти, 42 килограмма сыра. Теперь у меня есть хороший дом,- заключил Марко.— А хижину я оставил рядом на память, там корову можно держать.
Потом мы ходили по деревне и смотрели дома.
— Что-то окна малы. Неужели нельзя сделать побольше, чтобы солнце, свет заливали комнату?
Когда переводчик перевел эти слова, на лицах крестьян появи
пось недоумение. Они не могли понять нас, ибо их окна казались им огромными по сравнению с тем, что было раньше. А трубы... Это были не трубы, а сложные архитектурные сооружения с украшениями, разрисованные цветами, и, главное, это были весело дымящие трубы!
На рассвете мы видели картину: вся долина Мюзекье дымила. Сотни дымов подымались в небо с торжественностью салюта. И было в этом что-то радостное, праздничное: мы знали историю этих труб.
Рабочая семья
Взять хоть бы сахарный завод в Корче,сказал нам албанский писатель Фатмир Гьята. Вам странно, что я с гордостью произношу эти слова: «сахарный завод в Корче». Еще бы, сахар вещь не новая. Столетия известен он человеку. А мы его стали делать несколько лет назад. Не то удивительно, что это сахар, а то, что он наш, свой, албанский! Или текстильный комбинат близ Тираны. Большое ли дело сделать ситец? Но мы и его привозили из-за границы. И так всё: от гвоздя до листа фанеры, от спички до стеклянного стакана. Многого и сейчас еще не делаем, но ведь и жить-то по-настоящему мы только начинаем...
Давайте, продолжал Фатмир Гьята, подумаем хотя бы о профессиях, которых не было в Албании десять лет назад. Ну, вопервых, все, которые нужны железной дороге: машинисты, кочегары, начальники поездов, кондуктора, стрелочники всё это новые профессии, ибо железных дорог у нас не было. А трактористы и комбайнеры?... А ткачихи, токари, преподаватели вузов, дирижеры, кинооператоры, агрономы, хлопководы?.. Трудно представить страну без этих совсем обыкновенных профессий. Но у нас их не было это факт. Так что не удивляйтесь, если я произношу с гордостью «сахарный завод в Корче» или «текстильный комбинат имени Сталина в Тиране»...
Несколько дней спустя мы побывали на этом комбинате.- Был
Строительство электростанции на реке Мати.
Албания становится грамотной. Крестьянки из северных районов Дране Даши (слева) и Мария Гьетья
выводят первые буквы.
5