советской архитектуры, содействовать ее движению вперед, к новому социалистическому содержанию, к новому социалистическому стилю.
Поэтому советская архитектура должна решительно противостоять всяким попыткам, под флагом „проблемы наследства , вернуть нашу архитектуру на исхоженные дороги буржуазной эклектики, безжизненного реставраторства старых исторических стилей — попыткам привить нашей архитектурной практике вместо живого идейно-содержательного творчества мертвенные имитации старины, бутафорские подделки „под античность , „под ренессанс и т. п. С такого рода пониманием проблемы наследства наш журнал будет вести настойчивую борьбу. Не подражательные стилизации и не эклектическая мешанина из стилей, а глубокое усвоение выработанных старой архитектурой композиционных средств и принципов для выражения совершенно нового социального содержания, для создания полноценных архитектурных образов, — вот какой смысл и какие формы должно иметь использование ценностей прошлого в советском архитектурном творчестве.
Громадное значение для качественного подъема нашей архитектурной практики будет иметь перестройка самых методов работы архитектора и, больше того, — самого типа архитектора: в этом смысле особенно важна ликвидация разрыва между проектированием и строительством. Этот вреднейший разрыв, обрекавший архитектора на кабинетное, бумажное творчество, делал его фактически неответственным за архитектурное качество реального сооружения. Оторванность архитектора-проектировщика от строительства способствовала низкому уровню выполнения строительных работ, плохой отделке здания, низкой культуре деталей. Советский архитектор должен обладать такими правами и обязанностями, которые наделяли бы его ответственностью за архитектуру реального сооружения, а не только за проект. Архитектор должен участвовать во всем процессе строительства — от приступа к проектированию до сдачи готовой постройки. „Архитектор — на леса! — таков один из лозунгов, за которые будет бороться наш журнал.
Социалистическое строительство выдвигает перед архитектором ряд совершенно новых ответственнейших заданий и в то же время предоставляет архитектурному творчеству такие возможности и просторы, каких не знала ни одна эпоха архитектурной истории.
Борясь за творческий рост советской архитектуры, за всестороннее развитие ее художественных возможностей, мы в то же время не должны ни в какой степени ослаблять внимание к вопросам технико-конструктивной вооруженности архитектора. Только архитектор, располагающий всеми наиболее высокими достижениями и методами современной строительной техники, в состоянии ответить требованиям, предъявляемым социалистическим строительством, и добиться высокого уровня архитектурного качества своих произведений.
Архитектура капиталистического мира переживает сейчас глубокий внутренний кризис, захвативший все решительно течения и группировки архитектурных сил во всех странах. На фоне резкого свертывания и прекращения строительной деятельности расцветают всяческие реакционные течения, зовущие назад, к реставрации старых „национальных стилей. Эти национал-стилизаторские тенденции получают поддержку со стороны фашистских сил. В фашистской Германии эта архитектурная реакция становится частью правительственной программы и сопровождается усиленным внедрением „национального духа в архитектуру.
В этих условиях мировой резонанс советского архитектурного творчества приобретает особенно значительное и яркое звучание. Учет этого международного значения советской архитектуры, укрепление ее связей с передовыми революционными течениями архитектурной мысли Запада должны составить одну из важных задач органа Союза советских архитекторов.
Громадные творческие задачи, стоящие перед нашей архитектурой, требуют широкого и активного соревнования отдельных творческих течений советского архитектурного фронта. Это соревнование должно иметь своей целью создание в различных отраслях нашей строительной деятельности таких архитектурных образцов, которые наиболее полно отвечая технико-утилитарным и бытовым требованиям, предъявляемым к тому или иному сооружению, в то же время давали бы архитектурное выражение нашей эпохи. Советская архитектура должна стремиться в своих стилевых исканиях к реалистическим началам, — к ясности, четкости своих образов, их легкой читаемости и доступности массовому восприятию.
Страницы нашего журнала, — органа борьбы за социалистическую архитектуру, — будут посвящены всестороннему освещению и критике творческих исканий, практики, творческого соревнования и обмена опытом отдельных течений, коллективов и мастеров советского архитектурного фронта.