ОРГАН СОЮЗА
СОВЕТСКИХ
АРХИТЕКТОРОВ
8
МОСКВА АВГУСТ 1935
ГОД ИЗДАНИЯ ТРЕТИЙ
Адрес редакции: Москва, 2
Новинский бульв., 9. Тел. 4-17-43
ПЛАН
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОСКВЫ
С огромным удовлетворением прочли архитекторы нашей страны постановление Совнаркома СССР и центрального комитета партии о генеральном плане реконструкции гор. Москвы.
План архитектурной реконструкции Москвы по исключительности размаха, смелости замысла и решительности в отношении ломки отжившего старого не имеет себе равного в истории планировки городов.
Задача заключалась в том, чтобы Москву с запутанной системой кривоколенных переулков, тупичков, узких улиц, маловодных и антисанитарных рек, открытых сточных коллекторов — эту Москву, этот город, даже в лучшие годы своего развития отражавший характер варварского российского капитализма, — превратить в передовой город социализма.
«Москва вовсе не похожа ни на какой европейский город, а есть гигантское развитие русского богатого села»—писал Герцен. И эту Москву, ставшую ныне центром и олицетворением нового, рождающегося мира, Москву — столицу Советского союза мы превращаем решением партии и правительства в лучший, красивейший город мира.
На совещании московских архитекторов в 1932 г. тов. Л. М. Каганович дал архитекторам-планировщикам развернутую программу работ по составлению генплана Москвы. В своем историческом выступлении тов. Каганович изложил тогда основные, данные тов. Сталиным, директивы и указания по реконструкции Москвы.
Архитекторам Москвы посчастливилось присутствовать <и на заседаниях центрального комитета партии и правительства, где лично тов. Сталиным были даны указания о том, как нужно разрабатывать генеральный план столицы Советского союза.
На всех этапах большой трехлетней работы по разработке генплана указания тов. Кагановича, его советы, его беспощадная и всегда исключительно меткая справедливая критика направляли искания архитекторов на разработку совершенно новых творческих проблем планировки. Тов. Каганович выдвинул перед планировщиками Москвы ряд весьма смелых и интересных идей по основным вопросам планировки города. Важнейшие из них: развитие города на юго-запад за Ленинские горы; создание основных диаметров города и обходных магистралей; создание ряда водных каналов; реконструкция центра и прокладка уже осуществляемого нового проспекта и т. д., и т. п. Эта большая творческая работа, проведенная над решением основных вопросов генплана Москвы, совершенно по-новому поставила депо планировки города: этот планировочный опыт открывает новую эпоху в планировке городов Советского союза.
Среди планировщиков Москвы более десятка лет господствовал ряд неправильных и вредных теорий. Более десятка проектов крупнейших наших Советских архитекторов, инженеров, экономистов, как и проекты ряда видных иностранных архитекторов (Корбюзье, Эрнст Май и Др.) выдвигали в основном два положения. Одна группа предлагала сохранить старую Москву, как законсервированный музей-город, со всеми его церковками, купеческими особняками, узкими и кривыми улицами, переулками и тупиками, полным отсутствием благоустройства и дорог. Эта группа выдвигала мысль о необходимости сохранения стихийно развившегося на протяжении многих веков гор. Москвы. План Шестакова, например, не шел дальше наметки некоторых новых улиц и частичного расширения красных линий существующих магистралей, что при беспредельном росте города и увеличении его территории до 200 тыс. га с плотностью населения в 60 чел. на га превратило бы Москву в большую деревню. Эти трусливые и куцые программы сохранения старой Москвы, как музейного города, с малозначащими рекон