структивными работами, не могли, разумеется, быть использованы в дальнейшей планировочной работе.
С другой стороны, в проектах планировки Москвы нашли отражение и «левацкие» увлечения: под прикрытием левых фраз о якобы не то феодальном, не то буржуазном существе радиально-кольцевой системы городской планировки предлагались абстрактные нереальные схемы. Корбюзье, например, говорил: — «Для меня вывод ясен: нельзя мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или будущим. В Москве все нужно переделать, предваритепьно все разрушив». Аналогичны были предложения и других авторов. Таким образом, предложения о создании новой столицы за пределами существующего города или сносе старой Москвы со строительством на ее месте новой — оба эти предложения в одинаковой степени обрекали огромный город—столицу Советского союза на варварские условия жизни, лишенной элементарного санитарного благоустройства и современных видов транспорта.
Однако эти горе-теоретики не ограничивались только разработкой своих неверных предложений. И в своей практической работе они препятствовали начавшимся в Москве таким большим реконструктивным работам, как снос Китайгородской стены, создание нового проспекта к Дворцу советов, снос Сухаревой башни и т. д. Но все неправильные предложения, касающиеся реконструкции Москвы, были решительно отвергнуты московскими организациями под руководством тов. Кагановича, — последующие планировочные работы получили совершенно определенное направление.
Территория гор. Москвы в современных границах равна 28,5 тыс. га при населении в 3 600 тыс. чел. и при переуплотненности отдельных частей города, доходящей до 1000 чел. на 1 га. Вопрос о территориальном росте города, количество населения которого установлено в 5 000 000 чел. при плотности до 400 чел. на га жилого квартала и повышении этой плотности до 500 чел. на отдельных участках города, с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей населения, явился одной из актуальнейших проблем в планировке города.
Куда расти городу? Где эти лучшие земли, которые обогатят бурно растущий город?
Тов. Каганович, тщательно изучивший все прилегающие к существующему городу территории, указал на лучшую из них, расположенную на юго-западе, с наветренной стороны, на самых возвышенных отметках. Величественный амфитеатр Ленинских гор является началом этой замечательной территории в 16 000 га, расположенной вдоль Москва-реки от Кунцева до Ленина (б. Царицыно).
Чрезвычайно интересный рельеф (глубокие овраги, в сочетании с исключительно ровным плато), водные бассейны и богатые лесные массивы открывают исключительные возможности для творческой работы архитектора. Рациональная планировка этой территории — прямые магистрали, мосты, переходы и виадуки, возвышенные точки, целые ансамбли, новые улицы и площади превратят эту часть Москвы с населением свыше миллиона человек в образец социалистического города.
Уже сейчас поставлена практически задача постепенного освоения этой территории, на которой должны приступить к проведению водопровода, канализации и др. коммунальных предприятий по обслуживанию населения и построить в течение десяти пет, к 1935 г., новые жилые дома площадью в 1 000 000 м2.
Второй решающей задачей в планировке Москвы явилась проблема уличной сети. Реконструировать город—нашу сти
хийно развивавшуюся старую Москву — значит в первую очередь переделать улицы.
Анархическая застройка каждого свободного клочка земли в течение нескольких столетий, отсутствие планировочной работы привели к тому, что улица в течение столетий оставалась кривой и узкой, а строительство новых домов закрепляло существующее положение.
Такое положение вещей усугублялось еще неравномерной застройкой центра и периферии, загруженностью центра складами и мелкими предприятиями, беспорядочным размещением промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и Других отраслей городского хозяйства.
Задача заключалась в том, чтобы бурно растущая столица с ее новыми промышленными гигантами имела такую уличную сеть, которая способствовала бы нормальному передвижению миллионов людей и автотранспорта в центр и противоположные части города, не создавая при этом в центре пробок.
Принятая в основу планировки города исторически сложившаяся радиально-кольцевая система улиц создает все необходимые условия для хорошей связи центра и периферии. Эта система подвергнута коренным улучшениям не только путем выпрямления и расширения существующих радиальных магистралей и ликвидации частых пересечений — на эту систему наложен еще ряд новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую, минуя центр, транспортную и транзитную связь районов города, вокзалов и крупных промышленных предприятий.
Вновь запроектированные прямые и широкие обходные магистрали соединяют наиболее перегруженные части города.
Магистраль, соединяющая Белорусско-Балтийский вокзал с Комсомольской площадью центром ряда вокзалов) через Краснопрудную улицу, соединяет одновременно Измайловский и Сокольнический парки с Ленинградским шоссе.
Магистраль, соединяющая Савеловский, Белорусский и Киевский вокзалы, одновременно связывает север с югом — район Тимирязевской академии и Красно-Пресненский район с Фрунзенским районом и юго-западом, а магистраль Комсомольская площадь—Абельмановская застава обеспечивает связь северо-востока с юго-восточным промышленным районом и вновь создаваемым мощным южным кварталом.
Наконец, одна из новых замечательных магистралей соединяет юго-восток с северо-западом, пересекает несколько раз Москва-реку, проходит параллельно реке к Красной Пресне и открывает на своем пути большие архитектурные возможности для создания красивых перспектив и новых архитектурных ансамблей в сочетании с рекой, зеленью и построенными в двух уровнях мостами.
Разработаны проекты красных линий всех радиальных магистралей. Эти проекты являются плодом трех с лишним пет творческой работы значительной группы архитекторов, инженеров, транспортников. Тщательное изучение существующих магистралей и потоков движения, а также большое количество вариантов привели к выводу, что при доведении ширины магистралей до 30—40 м и более и выпрямлении их, при ликвидации частых пересечений путем укрупнения кварталов, при создании новых площадей и расширении старых, наконец, при вертикальной планировке этих магистралей и комплексной ансамблевой застройке целых отрезков с реконструкцией отдельных крупных зданий, эти средневековые улицы превратятся в современные, прекрасно оформленные, освобожденные в центре от трамваев, обеспеченные подземным городским сообщением и способные обеспечить пропуск больших людских масс и автотранспорта.