мым направлением параллельно набережной Москва-реки на Лужники и новым мостом на величественный амфитеатр Ленинских гор и далее на возвышенную юго-западную территорию, откуда открывается панорама на новую социалистическую Москву.
Эта система радиальных и новых магистралей дополняется, помимо вновь образуемого центрального полукольца, реконструируемой кольцевой системой магистралей: бульварное кольцо завершается в Замоскворечье, реконструируется Садовое кольцо, прокладывается новое Бульварное кольцо, с использованием отдельных отрезков Камер-Колежского кольца, вновь прокладывается парковое кольцо, связывающее крупнейшие парковые массивы: Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический им. Бубнова, Останкино, Введенские горы, Ленинские горы и т. д. с крупнейшими промышленными предприятиями.
Центр города также подвергается коренной реконструкции: расширяются и вновь создаются площади, переуплотненный китай-город освобождается от многих строений, кроме, разумеется, зданий, имеющих историко-революционное и историко-архитектурное значение.
Уже приступлено к проектированию нового монументального здания Дома промышленности, которое будет расположено на высоком холмистом берегу Зарядья, ныне отличающегося своими мелкими антисанитарными постройками.
Намеченные генеральным планом грандиозные мероприятия по реконструкции всей уличной системы города и созданию совершенно новых магистралей, новых проспектов, бульваров и площадей совершенно изменят планировочный облик города.
Планы старых больших городов Европы и Америки создавались, как известно, в условиях недостаточно развитых технических возможностей (эти возможности получили развитие главным образом лишь в XIX веке, причем основная часть усовершенствований в области автоматического транспорта появилась только в XX веке) и в настоящее время требуют реконструкции. Генеральный план Москвы, разработанный и осуществленный с учетом всей современной передовой техники, будет несравним с планом любого из крупнейших капиталистических городов мира.
Соединение Москва-реки с Волгой резко изменит баланс водной поверхности Москвы и выдвинет ее в первые ряды городов с большими водными поверхностями.
Маловодная и запущенная Москва-река с неблагоустроенными набережными и зловонная река Яуза, являющаяся в настоящее время открытым сточным коллектором, по инициативе тов. Сталина становятся важнейшими артериями Москвы; на набережных этих рек располагается в первую очередь новое жилищное строительство. Кроме того, большая работа по прорытию новых каналов в различных направлениях Москвы—создание нового северного канала, превращающего Яузу в судоходную реку, восточный канал, который войдет в систему внегородского водного кольца — совершенно по-новому поставили задачи реконструкции прилегающих к этим каналам территорий. Богатые зеленые массивы, расположенные по берегам реки; водные станции и стадионы; развернутые фронтом к реке величественные сооружения; новые жилые кварталы; мосты, построенные в двух уровнях и пропускающие большие волжские пароходы; гранитные набережные, лестницы и террасы, скульптуры и фонтаны,— все это в сочетании с зеркалом воды и прекрасной зеленью создаст живописные и радостные ансамбли.
Неравномерно разбросанная на территории нынешнего города незначительными клочками зелень, недостаточность
ее, особенно в центре, Отсутствие системы зеленых Насаждений характеризуют современную Москву. Значительно возросшие за годы революции зеленые массивы, вновь созданные парки совершенно недостаточны для быстро растущего города. Особое значение приобретает поэтому вновь создаваемый вокруг Москвы 10-километровый защитный пояс, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов. Эти загородные зеленые массивы будут соединены зелеными полосами с центром города через Сокольнический и Измайловский парки к берегу Яузы, к центру от Теплого стана через Ленинские горы и парк им. Горького вдоль набережной Москва-реки, от Останкино — зелеными клиньями по Самотеке к Неглинной и т. Д.
Огромная программа жилищного и культурно-бытового строительства, развертывания всех видов городского хозяйства, транспорта и коммунального обслуживания—эта программа еще раз подтверждает всемирно историческое значение документа о генеральном плане реконструкции Москвы и сталинскую заботу о человеке.
Концентрирование средств на жилищное строительство и реконструкцию набережных и ряда важнейших магистралей города ставит перед архитектором совершенно новые творческие задачи. Сейчас речь идет не о строительстве отдельных домов, а о строительство целых ансамблей.
Архитекторы капиталистических городов совершенно отвлеченно разрабатывают вопрос о комплексной застройке города, об ансамблях. Идея архитектурного ансамбля превращается там в отвлеченную формулу, реализованную только на бумаге, и является лишь мечтой архитектора.
Архитектор Мартин Вагнер говорит: «Еще ни разу наши архитекторы и градостроители не имели возможности выстроить город или по крайней мере часть города. В лучшем случае они могли изобразить свои проекты на бумаге». Капиталистический город разбил вдребезги самые возможности комплексного решения архитектурных задач.
Наш архитектор-планировщик, работавший над составлением генерального плана Москвы, творчески разрешал вопросы не только об ансамблях отдельных магистралей, но решал задачи единства во всем плане города. В общей системе нашего города мы имеем целую цепь, целую систему ансамблей, связанных между собой крупнейшими площадями, проспектами, набережными, целыми комплексами застройки.
«ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что во всей работе по перепланировке города должно быть достигнуто целостное ахитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков, с использованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурностроительной техники».
Никогда и нигде перед архитектором, строителем, скульптором и художником не открывались такие огромные творческие возможности. Величественные ансамбли, площади, магистрали, которые будут созданы в нашей столице, оставят далеко позади по своей выразительности и масштабам лучшие произведения архитектуры прошлого, даже такие замечтательные ансамбли, как работы великого зодчего Росси в Ленинграде.
Архитекторы столицы и всего Советского союза развернут большую творческую работу по превращению Москвы в город подлинной социалистической радостной жизни, город солнца и больших просторов, зеленых массивов и водных пространств, город, который бы «полностью отражал величие и красоту социалистической эпохи».