ОПЫТ СКОРОСТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА Б. КАЛУЖСКОЙ УЛИЦЕ В МОСКВЕ
В. ГРОССМАН
ставить в ряд 11 совершенно однотипных домов на большой магистрали недопустимо, и поэтому архитектурное решение претерпело большие изменения. Для решения ансамблевой застройки Б. Калужской улицы был составлен проект, по которому значительно изменилась высотность зданий (7—8—9 этажей вместо 6 этажей в типовом проекте). Изменилась конфигурация их, появились детали и элементы, присущие большой архитектуре, — лоджии, эркеры, колоннады, балюстрады и т. п.».
Авторы проекта совершенно справедливо указывают на то, что невозможно создать ансамбль из одиннадцати совершенно однотипных домов, поставленных в ряд, но именно это должно было заставить их особенно внимательно проработать объемное и планировочное решение. Более свободная застройка квартала с открытыми в сторону улицы или в сторону Нескучного сада дворами, с включением парковой зелени в композицию квартала, не исключала возможности построить большинство корпусов по одному типу, так как в этом случае каждый корпус со стороны улицы представлялся бы в ином ракурсе, в другом освещении и на другом фоне.
Ансамбль, как совокупность ритмически организованных однотипных сооружений, вполне возможен, если общий фронт застройки подчиняется определенным композиционным центрам.
На Б. Калужской улице, где все корпуса обращены своей продольной стороной к улице и каждый дом получил самостоятельный, сильно подчеркнутый композиционный центр, общий ансамблевый центр отсутствует.
Архитекторы стремились оживить большие, гладкие плоскости стен, выложенные облицовочным кирпичом, путем введения декоративных вставок. Эти каменные «вставкинакладываются на плоскость готовой стены в виде тонких сборных элементов из белого цемента, Прием
наложения дополнительных украшений на стену давно известен, в частности он применялся в архитектуре ампира, где лепные декоративные детали (медальоны, венки, барельефы) оживляют гладкий цветной фон стены. Но таким декоративным мотивам не придавалась псевдотектоническая роль. Они ничем не напоминают «поддерживающих» кронштейнов, «защитных» карнизов и обрамляющих наличников на фасадах корпусов №№ 1, 2, 11 и 12 по Б. Калужской улице.
Нам известны и другие примеры. В старой русской архитектуре белокаменный наличник и перемычка, обрамляющие окно, обычно имеют тектоническую функцию. Путем включения чисто обтесанного камня, зодчий всегда стремился дать переход от грубой кладки кирпича к более тонкой столярной работе переплета. Все эти предпосылки отпадают при технике «накладыванияархитектурных деталей на готовую стену.
К изящным прямоугольным и полуциркульным балконам, которые в виде тонких, отделанных плит устанавливались на Большой Калужской улице по ходу кладки, впоследствии, в процессе «обогащения архитектуры», снизу привешивались громоздкие кронштейны в виде волют и ракушек. Проемы балконных дверей, чисто выложенные высококачественным облицовочным кирпичом, дополнительно оформлялись огромными псевдобарочными и псевдокаменными наличниками.
Монтаж венчающего карниза из сборных лепных элементов, навешанных на металлические выпуски, правильно решает только инженерную задачу — облегчить конструкцию карниза. Но если формы этих сборных элементов подражают «тяжелым» каменным формам, то художественное выражение их уже не соответствует сути и требованиям скоростного строительства.
Можно себе представить значительно более изящным легкий карниз, который целиком отвечал бы
В 1939 году в Москве разверну
лось строительство 24 жилых домов, осуществляемых поточноскоростным методом.
Из этих 24 скоростных домов17 домов кирпичные, остальные 7—из крупных блоков. Скоростные кирпичные дома построены на Б. Калужской улице (11 домов), на Фрунзенской набережной (3 дома), на Б. Полянке (1 дом) и т. д.
Основные принципы и методы поточно-скоростного строительства, примененные в Москве коллективом акад. арх. А. Г. Мордвинова, ужа неоднократно излагались на страницах «Архитектуры СССР» (№№ 5 и 10 за 1939 г.) и в отдельных брошюрах.
Поэтому мы ограничиваемся здесь лишь краткими замечаниями об архитектурно-планировочных приемах, принятых при сооружении 11 кирпичных домов по Б. Калужской улице. Самый процесс строительства мы освещаем в иллюстративном обзоре на последующих страницах.
Первое условие, обеспечивающее успех поточно-скоростного строительства и последовательного проведения конвейерного метода работ, — это строгая типизация всех строящихся объектов и максимальная стандартизация отдельных строительных деталей. В какой мере это условие было выполнено на строительстве 11 домов по Б. Калужской улице? Первоначально арх. А. Г. Мордвинов предполагал построить 23 совершенно одинаковых дома по единому типовому проекту. Впоследствии, когда строительство скоростных домов, по указанию правительства, было перенесено с второстепенных по своему значению улиц на крупные магистрали, авторы проекта сочли необходимым отойти от строгой типизации домов, ввести разнообразие в их архитектуру.
В брошюре о скоростном строительстве арх. С. Г. Иоффе — соавтор проекта скоростных домов— пишет:
«Само собой разумеется, что по