традиционную технику, полагая, что только ручной или полуручной труд даст высокое художественное качество здания. Сторонники этого глубоко ошибочного, по существу реакционного, взгляда, очевидно, забывают, что архитектура только тогда создавала подлинно великие произведения, когда она обладала наиболее совершенными техническими средствами своей эпохи. Они не понимают того, что современная техника дает в руки архитектора огромные, еще неиспользованные возможности также и в области художественной.
Архитектор, если он подлинный мастертворец, обязан не плестись в хвосте отсталой, устаревшей техники, а быть застрельщиком внедрения в строительство наиболее современных и прогрессивных методов, конструкций, материалов, механизмов.
Важнейшим вопросом, связанным с улучшением и удешевлением строительства, является также постановка самого проектирования. Как совершенно правильно указывалось на совещании в ЦК ВКП(б), архитектурное проектирование у нас обходится чрезвычайно дорого. Эта дороговизна — прямое следствие неурегулированности важнейших вопросов нашего творческого труда и неэкономной, нерациональной постановки работы в целом ряде наших проектных организаций. Архитектурная общественность должна явиться инициатором коренного пересмотра норм оплаты, системы расценок, принципов организации труда, организатором борьбы против элементов рвачества, имеющихся у некоторых проектировщиков.
Совершенно справедливыми и глубоко важными являются также сделанные на совещании указания на то обстоятельство, что архитектор, как правило, уделяет весьма мало внимания техническому проектированию и изготовлению рабочих чертежей, часто игнорирует сметно-экономические вопросы, увлекаясь эскизным рисованием и «фасадной» архитектурой. «Крупнейшим недостатком в работе архитекторов, — сказал на совещании славный соратник Сталина тов. Каганович, — является то, что они, обращая большое внимание на внешнее оформление, хотя и здесь еще очень много недостатков, совершенно недостаточно обращают внимания на внутреннюю сторону строительства, на организацию дома внутри, на оформление квартир, на качество строительства». Эти слова Лазаря Моисеевича затрагивают важнейший принципиальный вопрос всей нашей архитектуры, они метко бьют по серьезнейшему пороку нашей архитектурной практики. Архитектура, заботящаяся преимущественно о фасаде, это — не подлинная архитектура. Архитектор, приносящий в угоду эффектно нарисованному фасаду интересы внутренней организации и планировки жилья, обнаруживает глубокое непонимание самых основных принципов советской архитектуры, ставящей в центре всех своих задач и творческих усилий — сталинскую идею заботы о человеке.
Советская архитектурная общественность, готовящаяся к своему первому всесоюзному съезду, должна немедленно сделать ряд важнейших практических выводов из итогов совещания, состоявшегося в ЦК ВКП(б). Вся постановка дела в проектных организациях, методы, техническое оснащение архитектурного проектирования
должны быть коренным образом пересмотр рены под углом зрения их рационализации, равно как и существующий порядок утверждения проектов и объем представляемых на рассмотрение материалов. Нужно решительно преодолеть грубое игнорирование существующего архива, тенденцию многих архитекторов к оригинальничанью, приводящую часто к худшим решениям и без нужды удорожающую проектирование. Эти мероприятия должны не только способствовать удешевлению проектов, но и резко повысить их качество.
Оргкомитет Союза советских архитекторов предлагает всем местным организациям союза и всем его членам внимательно и глубоко продумать практические выводы из совещания по строительству при ЦК ВКП(б), активно включиться в работу по удешевлению и усовершенствованию строительства и в первую голову поставить перед собой вопросы о практических мероприятиях по упорядочению и удешевлению проектирования в
каждой архитектурной мастерской, в каждом проектном бюро. Необходимо приковать внимание каждого архитектора к технической оснащенности его проекта, необходимо во всей творческой работе, в качестве одного из важнейших критериев, ставить перед собой требование максимально-экономичного и технически-современного решения.
Надо на деле приблизиться ко всем боевым вопросам развертывания строительной промышленности, ставить перед ней конкретные задания и помогать ей в разработке наиболее рациональных и полноценных строительных конструкций, деталей, материалов. Нужно поднять на высокий уровень элементы стандартизации и типизации, обеспечив их лучшее архитектурное качество. Необходимо, наконец, всячески активизировать действительную работу архитектора на лесах, его повседневное оперативное наблюдение за постройкой.
На предстоящем всесоюзном съезде советских архитекторов вопросы индустриализации и удешевления строительства и роли архитектора в этом деле должны быть поставлены во всей широте на твердую практическую основу. Советский архитектор должен быть застрельщиком самой передовой, самой совершенной строительной техники во всех отраслях строительного дела — застрельщиком и передовиком стахановского движения в проектировании и на стройке. Советская архитектурная общественность должна активно откликнуться на призыв партии и правительства и приложить все свои творческие усилия к тому, чтобы наше строительное производство по своим темпам, качеству и экономичности оказалось бы на уровне самых передовых отраслей нашего народного хозяйства, — чтобы наше строительное дело в кратчайший срок догнало и перегнало по этим показателям все капиталистические страны.
Оргкомитет Союза советских архитекторов СССР