работы художника. Реальная задача создания хотя бы такого памятника эпохи строительства социализма, как Дворец советов, выдвигает всю сумму вопросов, связанных с критическим освоением старой художественной культуры. Это вопрос, на который надо дать творческий ответ не только в теории, но и в своем творчестве каждому живописцу, скульптору, архитектору и работнику любого из отрядов производственного искусства.
Второй вопрос, — это вопрос техники, специальной учебы, профессиональной грамотности.
Как раз под флагом борьбы за технику в изоискусстве протаскиваются различные идеалистические концепции, формалистические теории, теории «нейтрального» искусства. Но имеется и противоположный загиб недооценки значения специальной учебы, профессиональной грамотности. Ведь имеющая еще место «халтура» и внешнее тематическое приспособленчество — «отписка на тему»—должны рассматриваться не только как проявления пренебрежения к технике. но и как выражение чуждых нам влияний. Необходимо, чтобы произведения искусства захватывали, волновали. Надо выдержанное политическое и классовое содержание произведения сочетать с большим художественным мастерством.
Для того чтобы помочь художнику в такой серьезной учебе, которая непосредственно связана с проблемой критического усвоения культурного наследия, необходима вдумчивая, серьезная, конкретная и профессионально-грамотная марксистская критика. Равно недопустимы ни критическое захваливание, ни безнадежные приговоры — безответственная раздача ярлыков. Критика должна помогать художнику в преодолении его ошибок, должна ему указать пути перестройки, а не безнадежно разводить руками, заранее вещая бесцельность всяких попыток художника преодолеть реакционные элементы его творчества.
Мы стоим на пороге бесклассового общества. Мы успешно продвигаемся по пути преодоления пережитков капитализма в экономике и сознании людей». В связи
этим неизмеримо расширяется круг тем, на которые художник должен дать творческий ответ, в связи с этим расширяется и область применения художественного труда. Необходимо поэтому указать, что вульгаризаторские попытки регламентировать узкий круг тематических мотивов, которых художник должен придерживаться, ничего общего не имеют с теми требованиями, которые пролетарская общественность ставит перед изоискусством. В борьбе за овладение техникой изоискусства и пейзаж, и натюрморт, и портрет должны найти свое место, ибо—«это база, это азбука, на которой обычно учатся художественной грамотности».
Необходимо также дать отпор попыткам выделения какой-либо одной творческой группировки в ущерб другим, попыткам ограничить все разнообразие используемых художниками стилевых приемов. Наоборот, задача художественных обществ — всемерно стимулировать соревнование творческих группировок внутри этих обществ и между обществами.
Вопрос о культурном наследии в изоискусстве и об овладении техникой, мастерством тесно связан с правильным руководством всей системой художественного образования. Мы в этой области за последние годы наблюдали целый ряд вреднейших загибов, которые привели в прорыву в деле подготовки молодых кадров.
В московском изотехникуме имени 1905 года учащиеся подняли, например, вопрос об устранении преподавателя за то, что он предлагал рисовать с натуры. Были случаи непропорционального распределения специальных и общеобразовательных дисциплин, когда на специальные дисциплины отводилось не более 20% всего вре