ВНИМАНИЮ ТЕХ,
КТО ПИШЕТ И БУДЕТ ПИСАТЬ О ПОСРЕДРАБИСЕ
В порядке обсуждения
В последнее время наша пресса как общая, так и театральная, уделяет вопросам безработицы и трудового посредничества среди работников искусств весьма большое внимание. Это, несомненно, поможет более правильно разрешать и активно продвигать надлежащие мероприятия, необходимые для упорядочения работы в этой области, где столько больных мест и взаимных неувязок.
Однако, наряду с этим, приходится констатировать, что не всякий, кто берется за перо с целью написать статью на эту тему как бы «программного» свойства, усвоил первое элементарное требование, что в таких случаях необходимо предварительно как следует ознакомиться G . избранным предметом.
Не избегает этой участи и т. Рейх, поместивший в № 46 «Нового Зрителя» статью «Вниманию Поередрабиса». Эта тема не столь проста, как кажется т. Рейх, предлагающему разбить. СССР на, примерно, 4 района и просто-напросто профсоюзу настаивать на годовых контрактах, да плюс еще поучиться у заграничных частных агентов изворотливости и усвоению вкусов каждого отдельного директора.
Во-первых, несколько слов о пресловутой, так называемой «централизации». Это словечко, в связи с проводимой НКТ СССР по инициативе Цекрабиса реорганизации дела трудового посредничества по найму работников искусств, в последнее время склоняется на все лады, при чем пи
шущие о ней (в том числе и т. Рейх) очень часто не уясняют истинного смысла и целевой установки этого важного мероприятия, проводимого особыми правительственными актами (в отношении работников искусств) в порядке изъятия из всей системы организации трудового посредничества.
До последнего времени эта работа была децентрализована по местным биржам труда, при которых почти в каждом городе существовали непосредственно подчиненные им секции рабис, развивающие между собою конкуренцию по сбыту «излишних безработных», и роль центропосредрабиса фактически сводилась лишь к общему инструктажу и... ежегодному распределению после окончания сезонов нахлынувшей в Москву массы актерства, размер которой никогда нельзя было предвидеть. При такой организационной структуре и административной подчиненности центр оказался бессильным вести какой-либо предварительный плановый учет как спроса, так и предложения труда и тем самым своевременно. регулировать обмен актерскими силами между отдельными городами.
Если сюда прибавить еще отсутствие единого хозяйственно-регулирующего органа по делам искусства, то станут очевидными причины, породившие анархию рынка, труда работников искусств, беспрерывное «катание» и московские «съезды» актеров.
Смысл проводимой реорганизации посредрабисов заключается ничуть не в централизации оперативной работы (т.-е. посыпки на работу, формирования трупп) и никто ее так не проводит, а в изъятии местных посредрабисов из ведения местных бирж труда и оформлении их в отделения Центропосредрабиса, непосредственно ему подчиненные, т.-е, учреждения единого аппарата, с цепью создания условий, способствующих планированию оперативной работы местных посреднических ячеек и реальному осуществлению планового количественного и качественного всесоюзного учета нашей рабочей силы. Эта реорганизация предусматривает в то же время децентра
лизацию непосредственной оперативной работы ио отдельным республикам и областям, и т. Рейх, ломится в открытую дверь, предлагая учредить по СССР 4 района (почему только 4!). К его сведению сообщаем, что в настоящее время учреждены во всех столицах союзных республик республиканские отделения Центропосредрабиса, за которыми закреплена для непосредственного посреднического обслуживания вся территория данной республики, а в РСФСР учрежден также; ряд областных, краевых отделений с такими же функциями в пределах отведенного им района.
Однако, нас могут спросить, почему же при наличии таких обстоятельств все-таки наблюдался в текущем году столь обширный сеъзд актеров на Рождественке 6? Здесь мы должны прямо заявить, что величайшая ошибка многих товарищей, выступающих на эту тему, заключается, в том, что они видят все причины, порождающий «рождественское стояние», лишь только в неурядицах посреднической работы, упуская, что постановка этой работы является лишь одним звеном в цепи целого ряда экономических и организационных проблем, к разрешению которых должны напрягать все усилия заинтересованные учреждения и организации. К тому же следуетучесть, что вышеизложенная реорганизация фактически закончена (и то лишь в основном) лишь к настоящему времени, требует еще своего углубления, уточнения и проведения целого ряда вытекающих отсюда практических мероприятий... благодаря чему она еще не могла влиять на текущий сезон.
Но не менее важной и, пожалуй, основной задачей в деле упорядочения актерского рынка, труда, борьбы с безработицей и тесно связанной с делом художественного просвещения широчайших масс трудящихся является задача объединения под единым планово-хозяйственным руководством нашего художественного производства, что и служило основанием к созданию Главискусства. Мы с удовлетворением отмечаем, что в основной программе деятельности Главискусства, оглашенной на последнем пленуме Цекрабиса, это задача, с учетом положения рынка труда работников искусств, получила надлежащее отражение. Без этого реорганизация Посредрабиса не даст такой: суммы достижений, которые более или менее значительно отразились бы на состоянии рынка, как бы хорошо не поставить его работу. Являясь, лишь посредническим органом между нанимате
ОТКРЫТА
Подписка на 1929 год
(Условия см. на обороте)