процентов 40—50 падает на вопиющую идейнохудожественную косность многих — п мужчин, и женщин — и тогда ры поймете, что есть кадры актеров, которых никуда не устроили бы даже хваленые В. Рейхом германские посредники. Сам же Б. Рейх говорит, что надо открыть дорогу новому актеру. Я придерживаюсь того же мнения. Но куда же, спрашивается, приткнешь в новом театра художественные мощи?
Не вина, а несчастье Посредрабиса, что он вынужден регистрировать всех евших и едящих хлеб от искусства. Если Рождественка чем грешна, так лишь тем, что не сумела как следует обработать Собез и сдать ему часть (по-моему — солидную) своей клиентуры. Слов нет. Аппарат Посредрабиса никуда не годится. Плох он в центре, а на местах до того ужасен, что способен только усугубить безработицу. Но и тут дело не в централизации, как это мерещится Б. Рейху. Сколько бы не бились, а Москва еще много десятков лет останется притягательным центром для актера. Это естественно, нормально; иначе быть не может. Так повсюду в Европе: столица притягивает работников искусства.
Мы сможем избавиться от паломничества в Москву не тогда, когда Посредрабис разделит Советский Союз по рецепту Рейха на четыре района (почему не на 14?), а тогда, когда произойдет общая культурная децентрализация, когда на известном уровне хозяйственного подъема заживут самостоятельной богатой культурной жизнью наши губернские п окружные центры. Когда все эти Тулы, Пензы и Самары, опираясь на полнокровный бюджет, смогут сами расцвечивать культурную жизнь и притягивать к себе культурные силы. Но тогда, надо полагать, сама собой ликвидируется и актерская безработица. Пока же, мне кажется, более целесообразной явится децентрализация по административно - политическому принципу, хотя я и ей особенного значения не придаю. Корень ошибок всех советчиков по ликвидации актерской безработицы в том, что они расчитывают на собственные силы Посредрабиса. А я думаю: посадите на Рождественку архигениев и те ничего не сделают в современных условиях.
Пока никто не знает, сколько же, наконец, в Советском Союзе постоянных и временных театральных площадок; пока преобладают директора, не знающие ни рынка, ни актеров, ни самого театра в целом; пока на местах вместо организации
ния не может толковать событие, как результат злой или доброй воли героя. Реформы старой драмы не удаются. Отсюда необходимость поисков новых форм.
Театральные традиции нашего времени из трех знаменитых единств драмы, сохранили только одно; единство действия. Единства времени и места теперь постоянно нарушаются без вреда для дела. Единство же действия, единство страсти, единство героя—театру до сего времени преодолеть не удалось. Но пора распроститься и с этим единством.
С точки зрения современного миропонимания—даже самое интимное событие имеет множество причин, среди которых первую роль играют причины социального порядка. Гораздо правильнее рассматривать, напр., самоубийство героя пьесы, как продукт социальных предпосылок, нежели индивидуальных его мук. Драмы новой формы должны строиться из десятков отдельных сцен, которые в своей совокупности образуют единое событие. В связи с такой конструкцией пьесы не может быть героя и даже сквозных ролей. Необходимое для театра нарастание должно достигаться наростающей ритми
ОТКРЫТА
ПОДПИСКИ на 1929 год
(условия смотри на обложке)
будет практиковаться импровизация—до тех пор положение вещей останется прежним и в отношении актерской безработицы. Те отрицательные факторы, которые я только-что отметил, до сих пор были вне влияния Рабиса вообще, и один Посредрабис устранить их не в силах. Эта уже сфера Наркомпроса, Главискусства. Здесь нужно такое же планирование, как в ВСНХ. Строгий учет и продуманное распределение всего, связанного с театром, — вот что нужно. Сможем добиться этого в ближайшие годы — вылезем из актерской безработицы!
Можно, разумеется, предложить и частичное мероприятие: коренным образом перетасовать аппарат Посредрабиса, посылать систематически директоров для ознакомления с актерами в другие места, открыть курсы для переключения актеров в кружководы, создать черную доску для режиссеров и директоров, хронически проваливающих дела, перевести на собезовскую пенсию немощных. Однако, во-первых, едва ли это даст значительные результаты, а, во-вторых, кто это будет делать? Да и все равно — проблемы актерской безработицы, как таковой, подобные паллиативы не разрешат.
Мне думается, что страшна не безработица сама по себе (все ценное, в конце-концов, за редким исключением, так или иначе устраивается), а страшен хаос, анархия в организации театральных дел. Вот что усугубляет тяжесть положения. Нет системы в театральных делах провинции, в их организации и проведении. Анархия, характерная для капиталистического рынка, к ужасу нашему, не изжита еще у нас, на театральной улице. С ее ликвидации и надо начинать. Исчезнет она, сгинут и все остальные проблемы, ею порождаемые.
И. ТУРКЕЛЬТАУБ
ческой напряженностью отдельных кусков. Разгадать секрет этого монтажа—значит создать новую форму драмы. Совершенно ясно, что достигнуть этого без длительных опытов невозможно.
Для исполнения такого рода пьес должен быть выработан новый тип актера. Искусство трансформации должно быть поставлено во главу угла. В каждой пьесе каждый актер должен пройти через целую галлерею ролей. На этой почве должны создаться комплексированные амплуа. Это трудно, но зато открываются возможности новых сценических эффектов, до сего времени неведомых, мало доступных театру.
Равным образом, применительно к новым формам драмы, должна измениться и сцениче
ская площадка. В этом отношении могут очень пригодиться опыты конструкторов сцены.
Подготовительная студийная работа к такого рода реформе театра и ведется Московским Проекционным театром. Конечно, современный зритель настолько сжился со старой формой драмы, что благосклонный прием новым начинаниям далеко не обеспечен. Но правильность предпосылок говорит за то,- что осуществление этих идей— дело ближайшего будущего.