ВМЕСТО
ОБЗОРА ПЕЧАТИПЕРЕКЛИЧКА
В связи с кампанией борьбы с правой опасностью в искусстве, становятся несколько решительнее наши центральные газеты, в своих соответствующих отделах обычно отличавшиеся наибольшей... терпимостью к этому правому, порою просто махрово-реакционному уклону в теаполитике, который отличал некоторые наши органы, театры, лица и т. п.
Сначала о консерватории, — уголке, который требует «вентиляции» уже очень давно, и особенно с того момента, как освобожденный от... тяжкого советско-общественного бремени по Большому театру, Н. С. Голованов смог, наконец, уделить свое благосклонное внимание и этому уголку советской культуры.
«Правда» в статье «В консерватории неблагополучно», пишет:
«Реакция здесь была всегда «гуще», а партъядро несравненно «жиже», чем в других вузах... Ко всему этому прибавилось еще такое важное обстоятельство, как СПЕЦИАЛЬ НАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРАВЫХ В КОНСЕР ВАТОРИИ, в течении последнего времени возглавляемых профессорами Райским, Гольденвейзером и Головановым.
Главная стратегическая цель правой профессуры, — это предохранить Консерваторию от проникновения сюда пролетарского влияния, разбить и постепенно вытеснить создавшиеся и создающиеся новые общественномузыкальные группы для того, чтобы на случай «нападения извне» противопоставить «единую», сплоченную вокруг «вождей» массу.
Для достижения указанного предпринимаются самые разнообразные манипуляции, начиная от незаметных движений обходного порядка и кончая и открытыми лобовыми атаками».
Далее статья собщает о манипуляциях за счет использования консерваторского оркестра Головановым с целью организации концертов Неждановой и других, о своеобразном «принципевыдвижения аспирантуры и подбора преподавателей, известном нам по незабвенной головановской методике действий в Большом театре и т. п.
Заканчивает «Правда» статью следующим образом:
... на очереди же дня неслыханно-откровенное и почти никем не одергиваемое наступление «правых».
Необходим немедленный и энергичный отпор и контр-наступление нашей общественности на осиное гездо злостной реакции, окопавшейся в нашей Консерватории, тем более, что Голованов стал знаменем общей реакции, реакции, далеко выходящей за стены Консерватории, всякий раз дающей о себе знать недвусмысленно-политическими выступлениями. По этому поводу материал дают «Известия ЦИК», сообщая об одном из головановских концертов:
«С 7 часов вечера с лестницы потянулись дамы в шелках, дамы с лорнетами, старцы в сюртуках довоенного времени, старушки с кивающими подбородками, упитанные дельцы в тугих манишках. Величественно проплывали служители культа, блистая «наперснымикрестами и шелковыми подрясниками. Сверкали сережки, брошки, браслеты. Пахло нафталином. С десяток «толстовок» и пиджаков бесследно утонули во всем этом великолепии.
Когда у дирижерского пюпитра появился сам Голованов, то все эти лысые, плешивые, редковолосые почитатели, апоплексические
шеи, орангутаньи салазки, шелка, смокинги, сережки восторженно поднялись и захлопали, и зал наполнился ревом и пронзительным визгом. Можно было разобрать только: — Браво, Голованов!
— Душка, Голованов!».
Чтобы не было никаких сомнений в характере и «тайном» смысле этих оваций, напомним только, что Голованов—дирижер в достаточной мере посредственный—до своего выступления в связи с недавними событиями в Большом театре, не мог похвастать ни одним случаем такого кликушьего беснованья толпы при своем появлении за дирижерским пультом.
Вместе с тем, и Большой театр еще далеко не в полной мере распрощался с головановским наследством; дело Сориной тому доказательство неопровержимое и достаточно-красноречивое. «Комсомольская Правда» пишет:
«В газетах сообщалось об увольнении артистки Большого театра Сориной, главным образом за то, что она принимала участие в кампании против Голованова.
Артистку Сорину поддержал Мосгубрабис, передавший в суд дело о ее неправильном увольнении. СОРИНА ПРОШЛА ЧЕРЕЗ НЕ СКОЛЬКО ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ.
Вчера последняя экспертная комиссия, в составе дирижера народного артиста Л. П. Штейнберга, И. М. Лапицкого и артиста Л. Ф. Савранского слушала в Большом театре Сорину.
В результате прослушания эксперты дали заключение, в котором отмечают полную пригодность артистки Сориной для работы в Большом театре.
После этого суд вынес постановление: артистку Сорину восстановить на работе в Большом театре и уплатить ей жалование за время вынужденного прогула с 1 сентября.
Чтение приговора суда, означающего победу советской общественности в этом деле, было встречено аплодисментами всех присутствовавших работников театра».
Наша общественность одержала здесь победу, но, как мы знаем из истории этого дела, далась она нелегко. Это заставляет насторожиться и по отношению к оставленным, как-будто, Головановым позициям.
Нет сомнения в том, что факты, о которых мы сообщаем в настоящем обзоре, едва-ли могли бы с такой беспардонностью и дерзостью проявиться, если-бы не общая реакция на фронте искусства, свидетелями которой мы оказались в последние месяцы, общее усиление правой опасности, с которой наша общественность теперь вступает в решительную борьбу.
Рецидив головановщины, пытающиейся расширить свое влияние и значение, превращающейся в знамя обще-политической реакции, обязан в известной степени ослаблению нашей бдительности, нашей готовности к отпору, распыленности наших сил пред лицом планомерно и бешено наступающего врага.
Реакция на фронте искусства, это—перекличка с Минском (завод «Октябрь») и Воронежем (Воронежский Университет).
События в Консерватории и издевательство над еврейкой работницей Баршай и студентом Майзелем объективно растут из одного корня — это — одного поля ягоды. Этого могут не видеть только безнадежно-слепые, а отсюда и методы борьбы против этих явлений, как борьбы с реакцией политической.
БЭН-АРНАЗИ