ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ в провинции
НЕОБХОДИМО ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ХУДСОВЕТАХ
Рис. Б. Земенкова
Пренебрежительное отношение к провинции, которое частенько встречается у москвичей, в части общественной самодеятельности должно быть безоговорочно осуждено, если вообще хоть на минуту можно было бы согласиться что в условиях диктатуры пролетариата допустимо какое-бы то ни было пренебрежение центра к периферии. В силу причин объективного порядка, провинциальная жизнь так устроена, что без широкой общественной самодеятельности тщетно какое-бы то ни было стремление продвинуться вперед. Если это положение верно для всех сторон провинциальной действительности, то оно особенно важно по линии искусства. Бедность сил и ресурсов неизбежно толкает на путь изощрения и выдумок. Вот чем можно объяснить, что в провинции уже несколько лет тому назад проводились кампании за художественные советы, а коекакие места имеют в данной области уже солидную практику.
Первоначально идея художественных советов, как известно, возникла в национальных республиках, в частности на Украине. Строительство новой художественной культуры требовало не только материальных средств, но и специфического подхода. Оно нуждалось в сугубой общественной поддержке, без которой немыслимо было бы сделать то, что успели сделать Украина, Белоруссия и Кавказ в области театра. Нужны были и общественный глаз и самая активная поддержка на деле. Это-обстоятельство предопределило и самое появление художественных советов п их роль в театральном строительстве.
Жизнь, как известно, очень редко примиряет догму е повседневной практикой. Одно дело—писанное формальное положение и совсем другое— быт, каждодневное применение писанных параграфов в живом предприятии. Варианты положений о художественных советах можно исчислять в общей сложности не десятками даже, а чуть ли не сотнями, но жизнь обычно опрокидывала всякие варианты и создавала свои собственные. Она сама подсказывала, что хорошо, и что нереально. Таким образом, живой практикой устанавливались принципиальные задачи художественных советов, вырабатывались нормы деятельности и создавалась сфера влияния советов на театральный обиход.
Деятельное непосредственное знакомство с театральной жизнью нашей провинции и национальных республик показывает, что до сих пор никакого стандарта в этом отношении не наблюдалось. Лицо художественных советов разнообразно и пестро в -соответствии с тем, каковы условия жизни того или иного провинциального места. Известны случаи, когда худ. совет оказывался фактическим вершителем всех дел предприятия. Это имело место обычно тогда, когда в театре оказывалась слабая администрация или неавторитетное художественное руководство. Сплошь ж рядом бывало, что члены художественного совета затыкали собой многочисленные щели предприятия вплоть до того, что лезли в суфлерскую будку, когда запивал суфлер или ставили пьесу, когда не оказывалось режиссера. Иногда худ. совет становился единственным органом, авторитет которого гарантировал соответствующую дотацию из местного бюджета. И уж во всяком случае, всегда художественный совет служил мостом между театром и массами.
Но мы решительно не знаем ни одного примера, где бы наличие художественного совета приносило вред делу. Много, очень много сопротивлялись в различных местах внедрению худ. советов. Порою этот институт обрисовывался, как жупел. Общественность запугивали тем, что, мол, придет «чумазый» и «слопает» всю театральную культуру. Однако, ничего Страшного не произошло и противники общественно-художественного контроля вынуждены шаг за шагом сдавать свои позиции. В наши дли лишь самый оголтелый реакционер рискнул бы выступить против худсовета в театре.
Поэтому сейчас речь должна итти уже не об агитации за идею художественных советов, а о конкретной наметке их задач. Поскольку мы имеем уже в данной области некоторый опыт, его необходимо учесть для внесения корректив. Было бы чрезвычайно полезно, если бы на какомнибудь всесоюзном совещании по вопросам театра подвели итоги работы худсоветов в провинции. Мы не сомневаемся, что в этих итогах по
„Заседание“ худсовета