сказать, что такого рода мебель меньше всего приемлема для трудовых слоев населения. Обед после рабочего дня за этим столом, напоминающий стол операционный, сидение на этих костяках стульев среди пустой комнаты с одноцветными белыми стенами на утомленного работой человека произведет эффект, понижающий его жизненную энергию, и ни в какой мере не будет способствовать его отдыху. Перед нами завершение того процесса, который в свое время привел в живописи к отказу от изобразительного момента, к переходу к беспредметничеству. Это искусство эпохи капитализма позднейшей формации в обстановке все усиливающихся боев с пролетариатом, когда капиталистическому обществу необходима максимальная собранность, напряженность делового темпа, чтобы отстаивать самые основы своего существования. Деляческий дух, фетишизм утилитарности и практицизма — вот основная пружина для возникновения искусства обнаженной конструкции, скажем в скобках, что это соображение относится и к конструктивной архитектуре. Показательно, что вся эта новаторская мебель, арматура (см. рис. ), посуда и т. д. так же, как и архитектура, нашла такое быстрое признание в буржуазных верхах. Эпоха сентиментального окружения себя старым стилистическим багажом, эпоха почтительного отношения к специфической роскоши дворянства отходит в прошлое. Сжав зубы и кулаки, капиталистический мир обороняется от наступления пролетариата. И производственное искусство последнего десятилетия есть характернейшее выражение этой эпохи. Вот почему ни лозунги «Октябряотносительно рациональной конструкции, как основной задачи производственника, ни кивание на искусство последнего десятилетия, как на отправной пункт для пролетарского искусства, не могут удовлетворить нас.
Задача максимальной производственной выполнимости замысла художника, вопрос о максимальной бытовой применимости его — это те первичные отправные пункты, без свободной ориентировки в которых художник-производственник скатится к прикладничеству. Но самое серьезное учитыванне всех этих моментов — не самоцель и даже не средство, а именно, отправной пункт. Специфические задачи искусства, как искусства, начинаются именно после учета всех этих моментов. Каковы же эти специфические задачи?
Жилая комната
Цюрих
Операционный зал. Берлин (Какая разница между жилой и операционной? )