Еще раз о Федерации
В №№ 7—8 нашего журнала за 1929 г. нами была высказана наша принципиальная точка зрения по вопросу об организации Федерации. Сейчас мы стоим непосредственно перед рядом организационных мероприятий в этом вопросе.
Среди художнических организаций происходит своеобразный процесс перестройки, переориентации и, зачастую, даже маскировки. Маскировки в том, что многие буржуазные и тяготеющие к ним группировки пытаются представить себя попутническими организациями. В попутнических же организациях наблюдается сильное брожение, внутреннее размежевание между правыми и левыми, ведется самопроверка подлинности советского лица тех или иных групп или отдельных художников. Внутри попутнических группировок намечаются процессы выделения пролетарских групп и тяга их к консолидации.
Все это настоятельно диктует необходимость ускорения создания Федерации.
Федерация должна решительно ополчиться на аполитичность художников, на так наз. «нейтральность». В наше время нельзя быть «нейтральным» к тому строительству, которое ведет пролетариат. Художник должен быть в одной шеренге со строителями социализма, должен проникнуться их пафосом и сам своим творчеством влиять на повышение творческой энергии трудящихся. «Нейтральностью» можно только прикрываться от активного участия в процессах строительства, нейтральность повертывается лицом не к нам, а к нашему классовому врагу.
Нейтральности художника мы должны объявить беспощадную борьбу. Вопрос должен стоять «илиили»: или с нами, или против нас. Другой позиции быть не может. Всякая буферная позиция поневоле, силой процесса размежевания, поставит его против нас.
Неправы те товарищи, которые говорят о ликвидации проблемы попутничества. Заменой слова попутчик «строителем» от этой чрезвычайно большой политической проблемы никак не отделаешься, и социальной природы попутчика не изменишь. Попутничество, правда, чрезвычайно быстро расслаивается, частью скатывается к буржуазным группировкам, частью переходит на наши позиции. Но проблема попутничества в целом не перестает существовать.
Перед Федерацией возникает вопрос о правильной политической линии по отношению к попутничеству и отдельным его секторам.
Настоящие немногочисленные кадры пролетарского художественного молодняка еще не могут удовлетворить возросшие культурные потребности страны. Поэтому вопрос об использовании попутчиков сейчас не может быть снят с повестки дня. Но в то же время попутничеству сейчас предъявляются гораздо большие требования, чем это было до сих пор. Пассивного «отражательства» теперь уже более недостаточно.
Сейчас, когда мы вынуждены удовлетворять культурные потребности пролетариата идеологической продукцией выходцев из мелкобуржуазной среды, задача перевоспитания попутнических рядов стоит сейчас, как никогда остро.
Все это заставляет нас чрезвычайно четко поставить вопрос о нашем принципиальном отношении к творчеству попутчиков, найти правильные тактические линии и усилить политико-воспитательную работу среди них, поставив их лицом к рабочему классу, колхозникам, превратив эпизодические гастролерские наезды художников в настоящую с ними производственно-бытовую связь и т. д.
Не «снимая» проблемы попутничества, не перескакивая через нее, мы должны поставить внутри Федерации вопрос об организации пролетарского сектора и о создании условий для его творческой работы.
Раньше при обсуждении вопросов о принципах федерирования среди художников преобладали опасения насчет с ужения творческих и формальных рамок их деятельности. Это вопрос большой важности! В существующих художественных объединениях, сконсолидировавшихся ранее на более или менее однородных идеологических и формальных позициях, происходит процесс не только идеологического, но и формального разграничения. Прежние единые формальные позиции теперь уже служат задерживающим центром, мешающим правильным процессам идеологического размежевания художников.
Стабильность формальных установок — явление чрезвычайно опасное, оно мешает не только идеологическому расслоению и соревнованию формальных методов, но и угрожает также застоем и загниванием и сковывает пути нахождения пролетарского стиля в искусстве.
Внутри художественных объединений (особенно среди тех, которые являются уже по существу зародышами Федерации), замечается стремление сбросить с себя сдерживающую уравнительную оболочку обобщающих формальных устремлений. Это чрезвычайно положительное явление необходимо форсировать. Необходимо создать все условия для творческого соревнования. На процессе формально-идеологической диференциации должно произойти расслоение художников и консолидация на этой основе попутнических и пролетарских групп на более четких позициях.
Мы не ставим сейчас вопроса о ликвидации существующих художнических организаций, но мы требуем уточнения принципиальной выдержанности их идеологического и формально-творческого лица, большей однородности, очищения от исторически прилипших к ним, чуждых им сейчас образований.
Федерация должна объединить подлинные советские художнические группировки. Ее декларация должна помочь нам определить не только пути и задачи советского искусства, но и степень их (группировок) пригодности для участия в социалистическом строительстве в сегодняшний день.
Мы должны чрезвычайно внимательно отнестись к процессам перестройки промежуточных группировок, научиться распознавать среди них маскирующиеся буржуазные объединения, которые неминуемо попытаются бороться за свое влияние внутри Федерации.
Борясь с буржуазными группировками, отсекая правопопутнические элементы из Федерации, мы в то же время должны поставить четко вопрос о том, чтобы не выпустить их из поля своего зрения и воздействия. Мы не можем допустить их консолидации и не можем