предоставить их самим себе, мы обязаны использовать колебания в их рядах.
Мы должны будем предъявить требование чистки входящим в Федерацию организациям не в виде ударных кампаний, а как постоянную работу по их идеологическому расслоению, и сплотить наиболее близких нам попутчиков вокруг пролетарских групп. Мы должны также втянуть в Федерацию оторванные от художников искусствоведческие ряды и пробудить среди художников интерес к теоретическим вопросам.
2-я Всесоюзная конференция ИЗО поставила вопрос о необходимости подведения производственной базы под работу художников. Этим делом должны заняться кооперативные и государственные органы. Федерация не может непосредственно заниматься подведением производственной базы под творчество художников. Федерация должна стать органом, руководящим творчеством и общественной жизнью художнических объединений.
Посредником между Федерацией и потребителем художественной продукции могут и должны стать госуд. орг., кооперативные объединения художников, организующие труд художников, показ его творчества, проводящие контрактацию и т. д.
Необходимо будет организовать художественные коллективы, своего рода художнические фабрики массовой художественной продукции (например, в предприятиях полиграфической промышленности), которые создадут условия для творческой коллективной
проработки, создадут условия для повышения идеологического и художественного качества, а главное, будут способствовать изживанию индивидуалистических навыков художников.
Слабость государственных органов, руководивших до сих пор вопросами изо-искусства, и отсутствие хозяйственных организаций, связанных с практикой художника, заставляли многие художнические объединения превращаться в настоящие «наркоматы», заниматься несвойственными им функциями, и отнимали массу энергии от непосредственной творческой работы. Конечно, такое положение не может не тяготить художников.
Художнические организации должны категорически избавиться от несвойственных им функций и передать их обслуживающим их организациям.
Федерации предстоят гигантские задачи создания проектов и осуществления постройки социалистических городов, домов-коммун, клубов, мест общественного назначения и т. д.
Эти задачи Федерация сможет выполнить лишь в сотрудничестве с передовыми отрядами пролетариата.
Перед лицом этих задач все работники пространственных искусств должны будут проверить свои творческие и идеологические позиции, теоретически и практически увязать работу отдельных отрядов работников пространственных искусств (архитектура, скульптура, живопись, мебель, графика, текстиль и т. д. ) и создать подлинные очаги социалистической культуры.
Итоги 2-ой Всесоюзной изо-конференции
II Всесоюзная конференция на изо-фронте большое событие. Ею подведена черта под периодом бездеятельности прежнего Ц. Б. изо-секции. Ею констатировано недостаточное внимание Ц. К. союза Рабис за истекший период к вопросам изопроизводства и культуры. Ею должно быть положено начало подлинного оживления профсоюзной работы среди художников и профсоюзного влияния на изо-производство. Основная политическая направленность решений изо-конференции свелась к четкой постановке вопроса о роли изо-искусства в социалистическом строительстве, о ставке на политическое расслоение изо-работников, в связи с обострением классовой борьбы и на этом участке, об изжитии идеологического нейтралитета в изоискусстве и, наконец, об организации рынка изо-труда. Новое капитальное строительство, планировка и оформление новых социалистических городов, клубов и жилищ, оформление массовых празднеств, организация быта, — ставят перед пространственными искусствами серьезнейшие требования.
До сих пор изо-искусство остается одним из отсталых участков и в условиях развертывающегося социалистического строительства еще не перестроилось в должном темпе и направлении для осуществления новых задач.
Этим положением определяются очередные задачи профсоюза, очерченные изо-конференцией как в области работы по идеологическому расслоению и общественно-политическому воспитанию художника, так и в области организации рынка труда и подведения материальной базы под труд художника, со всеми вытекающими из этого последствиями в смысле активизации роли изо-искусства в социалистической перестройке страны.
Мобилизация всех художественных сил на осуществление политических задач сегодняшнего дня, классовая диференциация этих сил и отмежевание от тех идеологических и творческих группировок, реакционное мировоззрение которых органически чуждо и враждебно современному периоду строительства, — вот что ставится в повестку дня союза Рабис и всех организаций, решающих вопросы изо-производства и культуры, и в первую очередь Главискусства. Отсюда решение о Федерации советских художественных объединений, которая должна сплотить распыленную в настоящее время группу пролетарских художников и группы художников «попутчиков», выражаясь термином, все чаще подвергающихся взволнованной критике в рядах художественной интеллигенции. Федерация
должна быть местом дальнейшей диференциации я перевоспитания основной попутнической массы изо-работников, на основе борьбы с нейтральностью, приспособленчеством и смазыванием классовой борьбы в искусстве. Четкие идеологические установки должны лечь фундаментом в деятельности Федерации. Роль союза в этом деле должна быть максимально активной, как и во всей работе по классовому воспитанию художника и в борьбе за колеблющуюся середину, еще не определившую свое место в классовой борьбе и строительстве. В этой работе необходимо учесть, что признаки размежевания интеллигенции вообще по принципу ее отношения и участия в социалистическом строительстве являются признаками такого размежевания и работников изо-культуры. Решения изо-конференции по вопросу о Федерации и общественно-политическом перевоспитании художника являются развернутой практической и принципиальной программой действий как союза, так и Главискусства. Дело за проведением ее в жизнь при поддержке пролетарской общественности. Отсюда и борьба за подлинное пролетарское общественное окружение изо-производства, должное влиять на развитие и закрепление тех общественно-политических идеологических сдвигов, которые и при общей отсталости изо-фронта все же имеются.
Основной причиной отставания изо-искусства, разобщенности пролетарских и близких пролетариату художественных сил надо признать то, что до сих пор общественные отношения художника к потребителю остаются капиталистическими, как по формам, так и по методу работы. Художник продолжает быть кустарем-одиночкой, анархично обслуживающим потребителя, не будучи органически связанным с ним. Отсюда анархия рынка и конкуренция между работниками изо, при отсутствии плановости как в производстве художественной продукции, так и в сбыте ее. Отсюда и индивидуалистические методы и навыки творческой работы, доминирующие и сегодня.
Вот почему конференция должна была во всю величину поставить вопрос об изо-рынке и формах организации изо-труда. Необходимо провести коренную реорганизацию производства художественной продукции, осуществляя переход от индивидуальщины и бесплановости в производстве и в сбыте к мощным комплексным мастерским и фабрикам, обеспечивающим плановое использование художественного труда и организацию художественного рынка. Принятые в развитие этого положе