ния решения по докладу Главискусства и кооператива «Художник» должны послужить практическим руководством и для Главискусства и для ЦК союза в борьбе за создание художественно-производственных мастерских работников изобразительного искусства, за внедрение художественных кадров в индустрию и организацию художественно-политических советов при хозорганах, за создание производственных секций внутри художественных объединений, за организацию научных лабораторий по изо-искусству, за контакт Главискусства с работой Наркоматов по вопросу постройки новых городов, за установление связи между Главискусствами союзных республик для создания единых методов работы и обмена опытом.
В порядке разрешения вопроса об организации рынка и материальной базы изо-труда, конференция настаивает на скорейшем проведении в законодательном порядке установления твердого процента отчислений от смет строительства на художественное оформление мест общественного назначения и жилья. Выдвигает и целый ряд вопросов правового порядка, касающихся условий труда художника.
Особо поставлен вопрос о полной ликвидации конкурсов, как пережитка капиталистических отношений на рынке изо-труда.
Бесконечные споры и дискуссии о станковизме нашли свое завершение в решениях изо-конференции, сводящихся к вопросу о взаимодействии станкового и производственного искусств. Станковая живопись и скульптура необходимы и нужны социалистическому строительству. Но они должны в корне изменить свое отношение к действительности. Живопись и скульптура, как и всякое искусство, должны организовать зрителя в нужном для нас направлении, быть ведущим, а не пассивным началом в политическом и эстетическом воспитании массового зрителя. Сугубое внимание необходимо сосредоточить на развитии монументальной живописи, бесспорно долженствующей сыграть большую роль при развертывании строительства новых культурных очагов.
Все эти положения подводят к вопросу всех вопросов — к кадрам. В порядке дня: пятилетка кадров, построенная на точных данных учета потребностей в специалистах по изо, увязка с пятилеткой социалистического строительства СССР, создание нового типа художественных и художественно-технических учебных заведений комплексного порядка; пересмотр методов преподавания в сторону выкорчевывания индивидуально-направленческих методов, пролетаризация школы, создание новых преподавательских кадров, переподготовка наличных кадров; пересмотр, четкое определение профиля специалистов, выпускаемых художественной школой.
До сих пор вопрос об изо-кадрах в недопустимо-хаотическом состоянии. Не только нет пятилетки в этой области, но нет самых первичных цифровых материалов, которые давали бы представление о потребностях в художественно-технических силах и тем более о четком профиле отдельных специалистов. И это в то время, когда потребности страны в квалифицированных кадрах художников для обслуживания промышленности и культурно-просветительной работы колоссальны, особенно, если учесть колхозное и совхозное строительство, где изоработник должен быть привлечен к постоянной работе в качестве художественного руководителя и организатора творческой самодеятельности, в качестве активного изобразителя социальных сдвигов, происходящих в области производственных отношений, быта и психологии современной деревни. Словом — задачи велики и обильны. Дело за порядком их осуществления. В успешном проведении их важное значение имеет решительное и полное изменение методов и форм союзной работы. Соцсоревнование, ударничество должно стать постоянным методом в работе под лозунгом «лицом к производству». Решающим моментом в деле перестройки союзной работы — это организация профсоюзного добровольчества. Кадры добровольцев— изо-работников, активно помогающих союзу, связывающих союз и с массой художников и с производством, должны быть созданы. Создание этих кадров, работающих по-новому, свежо и подъемно, в значительной степени разрешает борьбу союза за художника-общественника, за новый социальный тип художника.
Таковы, в основном, очередные наши задачи на изо-фронте. Четкие формулировки их приняты. Определено место изоискусства в социалистическом строительстве.
В резолюции изо-конференции развиты и закреплены основные политические положения VII съезда Рабис и II пленума ЦК Рабис. Задача — закрепить их и на деле, чтобы к 3-й изо-конференции притти не только с необходимостью постановки новых заданий, но и с деловыми итогами большой и важной работы по реконструкции изо-искусства, работы, за которую должен отвечать весь союз, вся масса работников изо-культуры.
С. Шамардина
С. Тарьян Портрет металлиста (ШПС) (АХР)
С. Аракельян Экскурсия пионеров
А. Саркисян (АХР)
Единый фронт