НА НИВѢ ЖИЗНИ.
Жалкіе фразеры... рядъ какихъ-то куколъ... Темныя дѣлишки... подлость безъ прикрасъ... Этихъ — безпощадно глупый рокъ достукалъ, Тѣхъ — озолотилъ онъ... на годъ или часъ!.. Чувства, и идеи, и стремленья — лживы; Смутны идеалы; будущность темна...
Вотъ онъ — видъ печальный нашей жизни-нивы, Гдѣ сѣдое время сѣетъ сѣмена!..
Авгуръ.
КОРОТЕНЬКІЯ КОРРЕСПОНДЕНЦІИ *).
Козловъ.
Содержатель ресторана «Москва» проявилъ необыкновенное жестокосердіе и удивительную неделикатность: онъ повѣсилъ въ комнатахъ печатное объявленіе:
Кредитъ не допускается.
Многіе изъ постоянныхъ посѣтителей, войдя въ ресторанъ и увидя такое объявленіе, шапку въ охапку...
Чудакъ! Какъ же можно въ концѣ ХІХ-го вѣка безъ кредита?!
Провинціальная отсталость!
Кременецъ.
Странный врачъ Иксъ: онъ принимаетъ паціентокъ (преимущественно изъ кухарокъ) въ сумерки...
Рѣдкое явленіе природы: молодой человѣкъ довольно пріятной наружности г. Дзетъ ударился (по его словамъ) ночью глазомъ объ уголъ стола. Натурально, сдѣлался синякъ подъ глазомъ, но синякъ не простой, а сверкающій въ темнотѣ электрическимъ свѣтомъ!
Молодого человѣка такъ теперь и зовутъ: «Адонисъ съ электрическимъ фонаремъ».
Ставрополь (Самарскій).
Нашъ кумысный антрепренеръ г. Борисовъ задумалъ реформы къ предстоящему кумысо-лѣчебному сезону.
Во-первыхъ, онъ выписываетъ изъ Казани хорошаго химика для приготовленія кумыса (имѣющіяся налицо лошади, какимъ-то чудомъ пережившія зиму, пойдутъ на бифштексы для табльдота въ курзалѣ).
Во-вторыхъ, для танцовальныхъ вечеровъ въ курзалѣ онъ хочетъ выписать изъ Бердичева трехъ наилучшихъ музыкантовъ.
Въ третьихъ, онъ предполагаетъ вылудить самовары въ своихъ номерахъ.
Ѣдемъ на кумысъ въ Ставрополь!
И. Грэкъ.
НЕДОСТАТОКЪ ВОДЫ.
— Чтобы выяснить причину, по которой за послѣднее время многіе изъ обывателей Петербурга остаются безъ воды благодаря шалостямъ водопровода, мы отправились къ самому водяному дѣдушкѣ.
Водяной въ настоящее время поселился въ городскомъ фильтрѣ, какъ бы на казенной квартирѣ.
— Скажите, почему это шалятъ водопроводы? спросили мы, спустившись по трубѣ къ водяному.
— А очень просто! сурово отвѣтилъ дѣдушка. — Когда городъ взялъ отъ общества водопроводы, онъ прежде всего не «смазалъ трубу»... — Какую трубу?..
— Трубы, собственно, тутъ никакой нѣтъ... Это я выражаюсь фигурально... Однимъ словомъ, городъ не умилостивилъ ничѣмъ меня... Никакого подарка мнѣ въ даръ не принесъ... Вотъ, за это воды и не даю вдоволь!..
— Позвольте!.. Но вѣдь это взяточничество!.. Это простительно простымъ смертнымъ, а не вамъ, владыкѣ водъ... Это, въ нѣкоторомъ родѣ, «Панамой» пахнетъ!..
— Что жъ Панама? Панамскій каналъ тоже изъ-за этого же не удался... Всѣмъ давали, кому не надо даже, а главному-то, мѣстному водяному, и не дали... Вотъ онъ и подкузмилъ всѣхъ строителей... Вотъ такъ штука!..
Свифтъ.
ПОШЛИНА НА КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ.
— Слышали? Предполагается взимать пошлину съ русскихъ кредитныхъ билетовъ при вывозѣ ихъ за границу и при ввозѣ въ Россію...
— При вывозѣ — это я понимаю... Но при ввозѣ?!.. Всѣ русскіе путешественники, побывавъ за границею, возвращаются обыкновенно съ пустыми карманами...
— Н-да... Теперь, если хапнешь изъ кассы, да поѣдешь за границу — тебя и остановятъ: «плати! » А глядишь, тутъ имъ твоя физіономія покажется подозрительною— вотъ и попался!.. Плохія времена!..
Boz.
НЫНѢШНІЯ ВРЕМЕНА.
Въ наши дни, кто не вполнѣ
Цѣнитъ пользы службы въ банкѣ, Кто, сторонкой, при женѣ Не заводитъ содержанки;
Кто въ гостиныхъ не флиртитъ, Не грѣшитъ порой шантажемъ, Про того мы смѣло скажемъ: Онъ за модой не слѣдитъ.
И. Марсъ.
*) Приглашаемъ нашихъ провинціальныхъ читателей сообщать факты изъ мѣстной жизни. Всякое сообщеніе будетъ принято съ благодарностью.
НА ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКѢ.
Передъ картиною г. Зощенко, изображающею, какъ дьячокъ читаетъ вслухъ письмо крестьянину старику и крестьянкѣ старухѣ, остановились купецъ и купчиха.
— Письмо отъ... отъ кормилицы, читаетъ купецъ по каталогу. — Вишь, письмо отъ кормилицы читаетъ...
— Да при чемъ же тутъ кормилица, Яковъ Денисычъ?.. Я что-то въ толкъ взять не могу, отзывается купчиха.
— Что жъ тутъ такого удивительнаго? возражаетъ купецъ. — Ихняя дочка въ городѣ въ кормилицахъ живетъ... Вотъ, и прислала своимъ родителямъ письмо...
— Да такъ ли вы прочитали-то, Яковъ Денисычъ? все-таки сомнѣвается купчиха.
— Ну, вотъ... Читать, что ли, не умѣю! протестуетъ купецъ, однако вторично заглядываетъ въ каталогъ и говоритъ: — Письмо отъ кормильца, а не отъ кормилицы... Ошибся маленько...
— Я же говорила...
— Въ очки сталъ плохо видѣть... Надо будетъ номеромъ посильнѣе взять... А только этакъ-то еще непонятнѣе выходитъ... Отъ какого такого кормильца?.. Отъ кормилицы куда складнѣе... Надо быть, ошибка въ книжкѣ...
Та же купеческая пара подходитъ къ картинѣ г. Коровина «Этюдъ». Картина представляетъ молодую даму, сидящую на длинномъ турецкомъ диванѣ.
— «Этюдъ, собственная К. Д. Арцыбушева», читаетъ купецъ.
— Это что же значитъ — «этюдъ»? спрашиваетъ купчиха. — Не видишь, глупая: французинка... Собственная, значитъ, французинка...
— Ахъ, безстыдники! восклицаетъ купчиха.
Передъ картиною г. Загорскаго «Письмо отъ сынадама въ восхищеніи.
— Ахъ, какъ похоже! Замѣчательно!
— Кто похожъ-то? угрюмо спрашиваетъ мужъ.
— Да скатерть на чайномъ столѣ... Совершенно, какъ живая!.. Посмотри, и крупныя складки... Только-что изъ комода вынули...
— Натурально, чистую скатерть постлали: знали, что картина на выставку пойдетъ...
«Гаданье» г. Пимоненко. Гадаютъ крестьянскія дѣвушки въ избѣ, положивъ передъ собакою хлѣбные шарики.
— Ахъ, какой коричневый поросенокъ! восклицаетъ барышня.
— Это не поросенокъ, Марья Семеновна, а собака, возражаетъ кавалеръ.
— Ну, что вы меня увѣряете! Видите: и носъ пятачкомъ... Конечно же, поросенокъ!.. Только отчего онъ такой коричневый?
— Можетъ быть, жареный? улыбается кавалеръ.
— «Мой портретъ»... Н. Н. Ге... Гм... произноситъ господинъ съ геморроидальнымъ лицомъ. — «Мой портретъ»... Немнежко претенціозно...
— Есть папиросы «Мои», замѣчаетъ другой господинъ, съ еще болѣе геморроидальнымъ лицомъ. — Если есть папиросы, то отчего же не быть портрету съ такимъ названіемъ...
— Ба! Спасовичъ!.. И какимъ жизнерадостнымъ изображенъ... А говорили, что онъ боленъ!..
— «Екатерининскій каналъ» Боголюбова... И нарисовано, что идетъ пароходъ...
— Да вѣдь художникъ Боголюбовъ живетъ въ Парижѣ... Гдѣ же ему знать, что по Екатерининскому каналу пароходы давно не ходятъ...
— Однако, мы за входъ деньги заплатили... Зачѣмъ же небылицы рисовать!..
И. Грэкъ.
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ЗАТИШЬЕ.
— А мнѣ нравится постъ... Ни баловъ, ни маскарадовъ... Тихо такъ, хорошо...
— Ну, насчетъ тишины не скажи: у меня жена обыкновенно въ это междусезонное время, на свободѣ, возобновляетъ свои уроки пѣнія!..
— Хорошій онъ, женихъ-то?
— Да кто жъ его теперь узнаетъ, въ посту-то? Теперь время такое тихое... Вотъ, если бы мы съ нимъ на масленицѣ познакомились, тогда бы виднѣе было!.. Родители его что-то очень ужъ торопятся все въ посту обварганить, чтобы на красной горкѣ и свадьбу сыграть... Можетъ быть, боятся, что потомъ онъ свой нравъ покажетъ...
Арсеникъ.
КАКЪ Я СДѢЛАЛСЯ ИНТЕРВЬЮЕРОМЪ?
Мнѣ очень часто приходилось рыскать повсюду, чтобы занять денегъ; поэтому я мало-по-малу набрался храбрости и отвыкъ стѣсняться.
Затѣмъ я попалъ въ агенты одного банкирскаго дома по распространенію выигрышныхъ билетовъ въ разсрочку; тутъ поневолѣ приходилось знакомиться со всевозможными лицами и завлекать ихъ въ кліенты къ моему патрону. Моя развязность все увеличивалась.
Мнѣ пришлось совершенно случайно быть свидѣтелемъ пожара съ человѣческими жертвами. Я написалъ газетную замѣтку и снесъ ее въ редакцію; замѣтку напечатали. Я попалъ въ печать!
Оставался только одинъ шагъ до интервьюерства — и я сдѣлался интервьюеромъ.
Теперь я нахалъ въ полномъ смыслѣ.
Одинъ изъ интервьюеровъ.
ЗОЛОТО ВЪ ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНІИ.
Старичекъ-провинціалъ съ женою.
— Нѣтъ ужъ, матушка, это мы съ тобою уродились такіе несчастные... Двадцать лѣтъ ждемъ двухсотъ-тысячнаго выигрыша — и ни шиша!.. Теперь, вонъ, въ Елисаветпольской губерніи золото отрыли, а у насъ въ дурацкой Калужской даже гривенника серебрянаго никогда не найдешь!.. Злой рокъ ужъ такой!.. Планета несчастливая!..
Арс.
ПЕТЕРБУРГСКОЕ ЭХО.
Скульпторъ М. М. Антокольскій, чтобы нѣкоторые художественные (? ) критики (?? ) не впадали, на будущее время, впросакъ со своими сужденіями, рѣшилъ привязать къ каждой статуѣ подробное описаніе ея.
Итальянскіе артисты труппы трагика Эммануэля рекламируютъ себя первоклассными. Но если они всѣ первоклассные, то къ какому же классу принадлежитъ ихъ премьеръ, печатаемый на афишѣ особенно крупными буквами, и премьерша, печатаемая буквами помельче? Къ классу 00??
Не мѣшало бы обязать устроителей концертовъ имѣть постоянно достаточное количество кипяченной и охлажденной воды, чтобы было чѣмъ приводить въ чувство слушателей, доведенныхъ до обморочнаго состоянія.
Петербургскіе спириты ищутъ подходящій, обитаемый чертями домъ, который они намѣрены купить, чтобы устроить въ немъ богадѣльню для престарѣлыхъ спиритовъ и спиритокъ.
Свифтъ.
ВЪ БЕЗПЛАТНОЙ АМБУЛАТОРІИ.
— Ну, что, братъ, скажешь?
— За снадобьемъ, господинъ дохтуръ, пришелъ.
— Опять? Да вѣдь я тебѣ вчера далъ цѣлую стклянку лѣкарства.
— Того, значца, ужъ нѣтути. — Куда же ты его дѣлъ? — Выпилъ, значца. — Какъ, все?!
— Уже прикончилъ.
— Когда же это ты успѣлъ его выпить-то? — Вчера, значца, опосля обѣда. — Сразу?! — Духомъ.
— Да вѣдь я тебѣ велѣлъ принимать его три раза въ день по столовой ложкѣ.
— Чаво по ложкѣ? Заразъ много пользительнѣй, ежели снадобь двистительное, а ты мнѣ далъ недвистительное. Какъ зачало меня, съ энтого снадобья, въ нутрѣ мутить, дядя Мосѣй и гритъ: «тебѣ, гритъ, Пантелей, не двистительнаго снадобья дохтуръ далъ, задаромъ те, гритъ, никогда двистительнаго не дадутъ». А ты яви божескую милость, помилосердствуй, господинъ дохтуръ: дай настоящее, что мнѣ для нутра требуется. Земно те кланяюсь: помилосердствуй!..
Донъ Базиліо.
КОНЦЕРТЪ-МОНСТРЪ.
На будущей недѣлѣ, въ Дворянскомъ собраніи, состоится концертъ-монстръ, въ пользу малолѣтнихъ декадентовъ.
ПРОГРАММА.
1. — Увертюра къ новой оперѣ «Нечистая сила», соч. г. Кучкистова... исп. оркестръ любителей игры на сковородкахъ, подъ управленіемъ г. Глазунова.
2. — «Не тяни козу за хвостъ», романсъ... исп. басомъ бывшая ученица Миланской консерваторіи г-жа Иванова-Беллявоче.
3. — Соло на самоварной трубѣ... исп. г. Шульцъ.
4. — Живая картина: «Уголино иди башня голода».. исп. лучшіе провинціальные драматическіе актеры. 5. — Соло ногами на балалайкѣ... исп. малолѣтній Костя, безрукій артистъ.
6. — Выходъ двухъ молодыхъ декадентовъ, дрессированныхъ на свободѣ... исп. гг. поэты-декаденты Неумытовъ и Непокрытовъ, которые прочтутъ стихотворенія собственнаго сочиненія, сидя поочередно на плечахъ одинъ у другого.
7. — Соло на шести фортепіано сразу... исп. директоръ музыкальныхъ курсовъ г. Гофрапъ, который будетъ перебѣгать отъ одного рояля къ другому.
8. — Живая картина: «Пѣтухъ и жемчужное зерно»... роль «жемчужнаго зерна» исполнитъ извѣстная опереточная актриса Бланшъ Жюпонъ въ костюмѣ au naturel; пѣтухомъ будетъ пѣть за сценою зваменитый теноръ г. Колбасини.
9. — Соло на билліардѣ... исп. пріѣзжій билліардный
шуллеръ изъ Москвы г. Мордай-Каліостровъ. 10. — Отрывокъ изъ симфонической поэмы «Вой вѣтра въ трубѣ»... исп. хоръ провинціальныхъ опереточныхъ актрисъ въ древне - греческихъ костюмахъ.
11. — «Пляска Витта»... исп. профессоръ танцевъ Мейергофъ, самъ себѣ подыгрывая на лавочныхъ счетахъ.
12. — Живая картина: «Гласные думы грѣются около уличнаго костра во время мороза» (при бенгальскомъ освѣщеніи).
13. — Маршъ «Чортова дюжина», соч. г. Рейнбольда...
исп. оркестръ малолѣтнихъ чертей, подъ управленіемъ г. Прибыткова.
И. Грэкъ.