Эти книги безусловно необходимы для каждаго архитектора 1), но, конечно, не для заимствованій, а для критики, которая одновременно позволитъ предвидѣть слабыя мѣста собственнаго проекта. Есть въ книгахъ кое-что и неудачное, напр. вся новая садовая англійская скульптура, хотя старая — очаровательна.
Несчастіе русскаго зодчаго, которому пришлось бы устраивать садъ, состоитъ въ томъ, что предыдущее поколѣніе рѣшительно отказалось отъ мысли объ архитектурномъ устройствѣ садовъ. Англичанамъ пришлось не меньше считаться съ этимъ предразсудкомъ, не даромъ пейзажные сады называются «англійскими». У одного изъ знаменитѣйшихъ устроителей ихъ Рэптона иногда какъ бы исчезали эстетическія исканія. Однако, еще въ 30-хъ годахъ XIX в. Ваrrу и Nesfield отказались отъ обязательности пейзажныхъ разбивокъ, увлеклись виллами итальянскаго ренессанса и начали устраивать большіе цвѣточные партерры по большей части съ невысокими
террасами. Въ Trentham Castle (снимокъ 1) такой цвѣточный коверъ раскинутъ на громадномъ пространствѣ. Онъ площе и болѣе открытъ, чѣмъ итальянскіе, и заканчивается видомъ на рѣку и живописныя рощи противоположнаго берега, т. е. какъ бы непосредственно переходитъ въ пейзажный паркъ. Тѣ же художники въ холмистомъ паркѣ Shrublands воспользовались склономъ холмовъ, чтобы устроить великолѣпную лѣстницу съ террасами. И тотъ, и другой садъ уступаютъ итальянскимъ прототипамъ, но самое появленіе ихъ въ моментъ торжества пейзажнаго стиля въ высшей степени характерно. Дальнѣйшимъ шагомъ была передѣлка садовъ Чатсворта Пакстономъ, который придалъ расчисткою главной перспективѣ ширь и глубь, приближающіяся къ садамъ школы Ленотра, и великолѣпно использовалъ старый каскадъ, переустроивъ его.
Однако для страны были важны не большіе сады, требующіе громадныхъ затратъ, а устройства, дающія при сравнительно малыхъ затратахъ наибольшіе результаты, какъ въ смыслѣ красоты, такъ и въ смыслѣ уютности. Послѣдняя требовалась не только условіями англійской жизни, но и традиціями, созданными въ предыдущую эпоху. Въ типичныхъ англійскихъ паркахъ, какъ архитектурныхъ, такъ и пейзажныхъ не было стремленія открыть видъ за предѣлы парка, хотя красота и благоустройство окружающей мѣстности это вполнѣ позволяли. Правда, англичане старались приписать себѣ выдумку такъ называемыхъ прозрачныхъ рѣшетокъ (Сlаіrѵоуе) въ сплошныхъ каменныхъ стѣнахъ, «Ah, ah» т. е. отверстій въ стѣнѣ противъ обрывовъ и т. п. Однако, все это говоритъ за то, что окрестности казались независимыми отъ парка. Такъ, одинъ изъ эффектнѣйшихъ пейзажныхъ парковъ Prior park имѣетъ передъ классическимъ дворцомъ зеленый скатъ, за которымъ открывается видъ на городъ Bath, но
1) Слѣдуетъ предостеречь отъ массы нѣмецкихъ изданій, посвященныхъ садамъ. Взявъ отъ англичанъ внѣшность замысловъ и пріемовъ, нѣмецкіе зодчіе не только не съумѣли создать ничего цѣннаго, но отчаяннымъ безвкусіемъ обезцѣнили и все заимствованное.
Сн. 1. Барри и Неефильдъ. Сады Trentham Castle.