ОБ УКЛОНАХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ.
В общей системе театрального руководства художественные советы театров призваны сыграть значительную роль. Они служат тем общественным рупором, при помощи которого театр заявляет о своих нуждах и требованиях, аппелируя ко всей советской общественности. Присутствие в них представителей партийных, советских, профессиональных и общественных организаций (плюс актив зрителей), помимо изжития «ведомственности» и создания предпосылок к «увязке», сообщает им высокий общественный авторитет, могущий отстоять позиции театра перед индиферентным отношением к нему отдельных лиц и учреждений. Наконец, только худсоветы, способны провести общественную фильтровку репертуара. Оздоровление репертуара в текущем сезоне в провинции должно быть в известной мере отнесено за счет организованных на местах худсоветов.
Все это уместно напомнить сейчас, когда образовавшиеся почти повсеместно худсоветы с места в карьер начинают заболевать болезнью органического «перерождения». Надо, пока не поздно, захватить эту болезнь в самом начале.
Как организация общественная, худсовет является органом совещательным. Это ясно. Но ясно и то, что совещательный характер худсовета отнюдь не должен умалять его авторитета и значения. Какой советский директор, воспользовавшийся этой лазейкой, не будет считаться с общественным велением... Такого директора, надо думать, в природе не существует или, во всяком случае, не должно существовать. Напротив, навязывание худсовету «законодательных», по существу, административных функций придало бы ему аппаратный характер и ставил бы его в зависимость от теневых сторон производства. Худсовет невольно и неизбежно связал бы себя «хозяйственными» соображениями, кассой и пошел бы по линии наименьшего сопротивления, — от «хлебной» пьесочки, срывающей (на первый год) репертуарные предполо
жения. На местах эта, во чтобы то ни стало, «законодательность» способствует нежелательному перерождению худсоветов в административные надстройки над аппаратами театров. Из содержания худсоветов выключается один из основных его элементов — элемент критики.
Другим моментом «перерождения» является своеобразное понимание ответственными работниками театра назначения худсоветов. Функции худсовета сплошь и рядом понимаются, как опека, под крылышком которой руководящему аппарату театра якобы разрешается ни о чем не думать, ни о чем не помышлять — худсовет решит, худсовет разберет, худсовет ответит. Ясное дело, худсовет — не нянька взрослого дитяти, отучающая своего питомца от самостоятельности. Худсовет — орган общественно осуществляемого художественнополитического руководства и проверки, не освобождающий руководителей театра от необходимости иметь свою собственную линию, свои собственные взгляды во всех отраслях театральной работы. Пример: на рассмотрение худсовета директор театра обязан представлять не случайный набор нескольких десятков пьес (как это часто проделывается), а репертуар, заключающий в себе план, разработанный внутри театра.
Нельзя рассуждать, примерно, так: вот вам пьесы, выбирайте; это ваше дело, дело же театра эти пьесы поставить.
То же самое с ответственностью. Имеется тенденция переложить ответственность за ведение театральной работы с аппаратов театров на худсоветы. Это опять-таки момент, который не должен иметь места. Чувство полной ответственности должно быть присуще каждому директору. Он отвечает, в конечном счете, за все: от принципиальных ошибок в репертуаре до вколоченного не на месте гвоздя.
ВЛ. ЯРОПОЛК.
Иваново-Вознесенск.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.
Нам удалось подобрать небольшой материал, освещающий работу художественных советов театров Северо-кавказского края. Изучение этого материала рисует чрезвычайно непривлекательную картину.
Художественные советы были организованы в наших театрах в этом сезоне впервые и, за редким исключением, они совершенно не работали. В большинстве их работа была ограничена одним заседанием, утверждавшим репертуарный план. Не больше.
А затем, утвержденные репертуарные планы изменялись и дополнялись самими руководителями театров, по собственной их инициативе.
В итоге, понятно, никакого контроля и весьма слабое влияние на работу театра со стороны художественных советов.
Отмечается большое внимание, серьезное отношение, активность, проявляемая входящими в художественные советы представителей организаций. Нужно было только должным образом такое благоприятное положение использовать. Но... нашим художественным органам (театральные директора,
худсекции) не до советов: «Тут своей работы додостаточно — изволь еще с художественными советами возиться». Так видимо рассуждали наши художественные руководители в этом вопросе.
Вывод напрашивается сам собой. Работе художественных советов не было уделено должного внимания со стороны самих театральных руководителей. Это серьезное упущение, большая ошибка, которую необходимо в дальнейшем исправить.
Через развертывание работы художественных советов можно добиться полностью правильной линии театральной работы и создания должной атмосферы общественного внимания театру, так насущно ему необходимого.
Нужно расширить круг вопросов, которыми должны советы ведать — не только вопросы репертуара должны обсуждаться ими. Художественные советы должны содействовать привлечению в театр организованного зрителя.
Расширение круга деятельности художественных театральных советов в такой форме придаст им большую ценность и значимость.
м. г.
Ростов на Дону.