АКТЕРСТВО И КАССЫ ВЗАИМОПОМОЩИ ДИСКУССИОННО
В № 5 «Рабис» в статье «Союзная взаимопомощь и актерство» т. Н. Петрович рассматривает причины неохвата кассами взаимопомощи актерства. К сожалению, автор статьи занимается больше не отысканием путей к наиболее полному охвату актерской массы кассами взаимопомощи, а оправданием местных союзных организаций. «Не их-де, вина, что это так». Конечно, местные союзные организации нельзя винить в том, что кассы взаимопомощи в их настоящем положении не жизненны, но нельзя также и совершенно оправдывать их. Находясь на местах, они знают больше чем кто-либо, что кассы взаимопомощи влачат жалкое существование, но тем не менее ни одна союзная организация до сих пор не удосужилась задуматься над вопросом: почему же это происходит? А это можно и должно поставить им в вину.
В самом деле, почему же актерство в массе не вступает в число членов кассы?
Нам кажется причина следующая: кассы взаимопомощи в том виде, в каком они существуют сейчас (я говорю о провинциальных кассах) нашим актерам не нужны. Кого эти кассы обслуживают? Нескольких местных работников, хронических безработных, которые всегда бывают у кассы в долгу. Актер же, если он на работе, в кассе не нуждается: он два раза в месяц получает зарплату, а в промежутки, — между выплатой зарплаты — имеет всегда возможность получить аванс. Касса взаимопомощи необходима нам только в период междусезонной безработицы, как совершенно правильно отметил в статье т. Петрович. Но как раз именно в момент острой нужды мы этой помощи не имеем.
Мне хочется указать на один характерный случай: некий актер, работая в течение 6 лет в Казани, состоял членом кассы взаимопомощи с момента организации ее. Приехав в Москву для приискания работы и не найдя ее, он оказался совершенно в безвыходном положении Квартиры нет, багаж на вокзале, сбережения (они были у этого счастливца) в сберегательной кассе, а книжка сберкассы в багаже. Он решил обратиться в союзную кассу взаимопомощи, но, увы, таковой при союзе не оказалось, и естественно в помощи ему было отказано. Искренне недоумевал этот товарищ, спрашивая: «Зачем же я столько лет был членом кассы, если теперь, нуждаясь, я не могу получить помощи? Нет, больше членом такой кассы я не буду».
И так говорит и к несчастью поступает не один он, а большинство актерства.
Что-же нужно?
Необходима центральная касса взаимопомощи. При ЦК Рабис или при Мосгуботделе Рабис, который по существу в периоды межсезонной безработицы выполняет функции не губотдела, а какого-то «Центрогуботдела», необходима организация центральной кассы взаимопомощи, которая могла бы оказывать помощь исключительно безработным (разумеется не хроническим, а временным) членам кассы. И помощь не в 10—15 руб., а в размере хотя-бы полумесячного оклада последней ставки. Вот тогда, я уверен, актерство потянется в эти кассы. Меня спросят: «где взять средства?! » На первое время можно использовать банковский кредит и временный заем (на один год хотя бы) у ныне существующих касс 10% всех имеющихся у них сумм. Вот средства, из которых можно в ближайшем же будущем создать такую центральную кассу. Я убежден, что многие товарищи еще выскажутся по этому важнейшему вопросу и укажут не один путь к осуществлению его.
С. СТУПЕЦКИЙ.
НОВЫЙ ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ.
Новый закон об авторском праве целиком идет по пути расширения авторского права, по пути расширения привиллегий авторского права, как права исключительного.
В этом расширении, и в тенденции сближения понятия «вознаграждения, получаемого автором за отчуждение его авторского права» с экономической категорией «заработной платы» заключаются основные новеллы закона 16 мая.
Закон 30 января 1925 г. распространял авторское право на «кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений: эти произведения защищались на основании литературного авторского права. Но где критерий
кино-сценария, как самостоятельного произведения? Судебная практика не установила по этому вопросу законченной точки зрения.
Объектом авторского права новый закон признает безоговорочно «кино-сценарий» — как особую литературно-техническую форму. Спорный по закону 30 января 1925 г. вопрос о допустимости экранизации литературного произведения без согласия его автора, о допустимости переделки изданного литературного произведения в киносценарий — новый закон разрешил отрицательно.
И примечательно, что несмотря на то, что по общим принципам авторского права «не считается нарушением авторского права пользование чужим
Максим Горький в окне вагона на погранич
ной станции Негорелое.