БУДИЛЬНИКЪ
1892 г., — 17 мая, №. 19
ГОДЪ XXVIII.
ГОДЪ XXVIII.
Объявленія для журнала
„Будильникъˮ
принимаются исключительно въ Центральной конторѣ объявленій, бывшей Л. Метцля, въ Москвѣ,
на Мясницкой, д. Спиридонова.
Пятьдесятъ №№ въ годъ.
Подписка: годъ — 7 p., ½ года — 4 Р.; съ доставкой 8 р. и 4 р. 50 к.; съ пе
рес. 9 р. и 5 р. За границу, въ предѣлахъ Почт. союза — 12 р., внѣ союза — по особому тарифу. Годов. подписчики, Добавляющіе одинъ рубль, получаютъ премію: „Басни Крылова въ лицахъˮ. Полугодовые не имѣютъ права на премію. №№ у разносчиковъ — 20 к.
Объявленія — 25 к. строка петита. Болѣе 1 раза — уступка по соглашенію.
Адресъ „Будильникаˮ Москва, Тверская, домъ Гинцбурга.
Пріемные дни редакціи — понедѣльникъ и четвергъ съ 3 до 5 ч. На статьяхъ требуются подпись, адресъ и условія автора. Статьи безъ обозначенія условій считаются безплатными. Возвращеніе рукописей необязательно. Принятое для печати можетъ быть измѣняемо и сокращаемо, по усмотрѣнію редакція.
Перемѣна адреса — 30 к.; городского на иногороднія — до 1 іюля 1 р. 30 к., послѣ 1 іюля — 80 к.
Къ этому № прилагается добавочный полулистъ. О
т
ъ

к
о
н
т
о
р
ы

ж
у
р
н
а
л
а


ˮ
Б
у
д
и
л
ь
н
и
к
ъ
ˮ
.
Н
а
п
о
м
и
н
а
е
м
ъ

г
г
.

П
О
Д
П
И
С
Ч
И
К
А
М
Ъ

С
Ъ

Р
А
З
С
Р
О
Ч
К
О
Й
,

ч
т
о

к
о

в
т
о
р
о
м
у

и
з
д
а
н
і
ю

п
р
е
м
і
и

н
а

1
8
9
2

г
.

«
Б
а
с
н
и

К
р
ы
­
л
о
в
а

в
ъ

л
и
ц
а
х
ъ
»

р
е
д
а
к
ц
і
е
й

п
р
и
т
у
п
л
е
н
о

б
у
д
е
т
ъ

н
е

п
о
з
ж
е

1
-
г
о

і
ю
н
я
.

Ч
и
с
л
о

э
к
з
е
м
п
л
я
р
о
в
ъ

в
т
о
р
о
г
о

и
з
д
а
н
і
я

б
у
д
е
т
ъ

с
о
о
т
в
ѣ
т
с
т
в
о
в
а
т
ь

д
ѣ
й
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
м
у

ч
и
с
л
у

п
о
д
п
и
с
ч
и
к
о
в
ъ
,

у
с
п
ѣ
в
ш
и
х
ъ

п
р
и
с
л
а
т
ь

д
о
п
л
а
т
у

к
ъ

1

і
ю
н
я
;

д
о
п
л
а
т
а

п
о
с
л
ѣ

э
т
о
г
о

с
р
о
к
а

б
у
д
е
т
ъ

д
а
в
а
т
ь

п
р
а
в
о

н
а

п
о
л
у
ч
е
н
і
е

т
о
л
ь
к
о

о
д
н
о
г
о

ж
у
р
н
а
л
а

б
е
з
ъ

п
р
е
м
і
и
.
ИЗЪ ДУМЪ МЕФИСТОФЕЛЯ.
О, люди! До свадьбы характеръ жены Узнать вы хотите и, право, смѣшны...
Не все-ли цыплятамъ равно — вѣрьте мнѣ — Кто будетъ поджаривать ихъ на огнѣ?
О ТОМЪ И О СЕМЪ.
Антрепренеры открыли въ Москвѣ лѣтній сезонъ.
Чтобъ „открытьˮ въ Москвѣ лѣтнія удовольствія — мало быть Колумбомъ, надо быть антрепренеромъ!!
Колумбъ подъѣхалъ бы къ этой „terra incognitaˮ (изъ Испаніи по Москвѣ-рѣкѣ) со стороны за
Москворѣчья и, почуявши въ воздухѣ „МОСКОВСКІЕ признаки твердой землиˮ, навѣрное скорчилъ бы кислую гримасу и повернулъ бы оглобли назадъ Къ счастью, наши антрепренеры не Колумбы — ни передъ какими признаками не унываютъ... Что намъ здорово, то испанцу смерть! Въ Севильѣ лѣтнія удовольствія вкушаются подъ каштанами и полными чашами — у насъ подъ навѣсомъ изъ сосновыхъ балокъ и маленькими рюмками. Въ этомъ „вся разница! ˮ За навѣсомъ слѣ
дуетъ „природаˮ. — Тоже ничего общаго не имѣющая съ Испаніею, конечно: у насъ природа добывается метлой. Метла должна подчистить запущенные дворы и дать просторъ вѣникамъ распуститься во всю красу, такъ чтобъ не стыдно было зажечь иллюминацію. Иначе какая нибудь шальная римская свѣча можетъ освѣтить такую первобытную яму, въ которую стыдно было бы провалиться даже антрепренеру. А это — народъ къ „проваламъˮ привыкшій!.. Справившись при помощи метлы съ природой, антрепренерамъ остается преодолѣть самую трудную часть лѣтнихъ удовольствій: московскую скуку. Это уже неприступная „твердыняˮ, которую нельзя даже прошибить лопатой.
Поэтому случаю наши антрепренеры для взятія крѣпости вступаютъ въ переговоры съ „иностранными силамиˮ въ короткихъ юбкахъ... На почвѣ садовой эстрады всѣ „національностиˮ отходятъ на „задній планъˮ (особенно тѣ, которыя „не вышли рожейˮ), и венгерки дружно дерутъ горло бокъ о бокъ съ милыми француженками, чтобы только взять „Mosсovitʼaˮ, вмѣстѣ съ его скукой, и заставить его „открыть воротаˮ бумажника. Но и острому носку „французской ботинкиˮ не легко прошибить сонную голову скучающаго московскаго обывателя. И на помощь въ арьергардѣ у антрепренера всегда есть стройные дисциплинированные ряды нѣмецкихъ бутербродовъ подъ прикрытіемъ „баттарейˮ и мелко калиберныхъ рюмокъ.
Чего не сдѣлаетъ одна „большая пѣвицаˮ, то всегда сдѣлаютъ нѣсколько маленькихъ рюмокъ — и крѣпость можно считать взятой!
Москвичи въ отвѣтъ сначала „хлопаютъˮ гла
зами, а потомъ все-таки „сдаютсяˮ...
МОДНАЯ ИСТОРІЯ,
или исторія модъ, охватывающая древнихъ, среднихъ и новыхъ народовъ, мужскихъ и женскихъ, съ головы до ногъ и до fin de sieclʼя, включительно.
Корсеты и подвязки.
Древняя исторія совсѣмъ не знаетъ корсетовъ, тисковъ и шнуровокъ. Объясняется это тѣмъ, что древніе народы обоего пола были образцоваго тѣлосложенія, знали и любили физику — au naturel, какъ свои пять пальцевъ, и обмануть ихъ было не легко. Они же обмановъ не любили, въ нихъ не нуждались и оныхъ у себя не допускали! Въ средніе вѣка корсеты одѣли рыцари для защиты своихъ боковъ отъ соперниковъ. Дамы тогда соперничества не боялись, ибо, какъ можно судить по головкамъ Грёза и сохраняемому для исторіи башмаку Баваріи (2 метра въ длину и 3 аршина въ обхватѣ), онѣ всѣ были на подборъ обворожительны! Мужчины изъ-за нихъ дрались, другъ другу пики вставляли и только!
Что касается до стрѣлъ Амура, то отъ оныхъ средневѣковыя дамы считали за грѣхъ защищаться корсетами: que Іа femme veut — Dieu le veut.
Не то мы видимъ нынче! Съ измельчаніемъ рода человѣческаго, вообще, и дамскаго, въ частности, которое еще предвидѣлъ Парисъ въ «Прекрасной Еленѣ» и о которомъ онъ скорбѣлъ безподобными стихами, все пришло въ упадокъ! Дамы
теперь принуждены, по волѣ модистокъ, затягивать себя въ корсеты отъ 5 до 25 рублей; греческія туники рѣшаются одѣвать только вѣчно юныя опереточныя примадонны, и натура вся сдѣлалась достояніемъ портнихъ... Мужчины изъ-за дамъ теперь не дерутся, и единственная блондинка, которая теперь становится иногда причиной междуусобій и поединковъ — это «вдова Попова»! О, tempora, о, mores! О, мадера, о, хересъ!!!
Дамы къ соперничеству «современной натуройтеперь принуждаются абсолютно, ибо, не смотря на всю достигнутую и достигаемую ими эмансипацію, онѣ не могутъ добиться утраченнаго столь давно равенства въ дарахъ природы...
Такимъ то образомъ, современная дама является передъ нами, благодаря «передовому перу», загнутому сверху, оттопыренной сторонѣ снизу и стянутому корсету въ серединѣ, положительнымъ знакомъ вопроса —? подъ которымъ не достаетъ только точки.
У Фукидида, какъ и у Тацита, а равно и въ метаморфозахъ Овидія мы подвязокъ не встрѣчаемъ. Только позднѣйшіе народы одѣли оныя и теперь ихъ носятъ. По мнѣнію Бэкона, все хорошо на своемъ мѣстѣ! — Мы съ этимъ согласны, но подвязку отнюдь не слѣдуетъ носить на высотѣ колѣннаго сгиба! Ибо укрѣпленная на упомянутой высотѣ опа сдавливаетъ кровеносные сосуды, нервы и артеріи, которыя изобильны въ этомъ районѣ, и, такимъ образомъ, препятствуетъ возвращенію крови къ сердцу. — Отсюда
происходятъ серьезныя разстройства. Таково мнѣніе одного знаменитаго доктора, который много занимался изслѣдованіемъ этого вопроса... Безчисленныя несчастія отъ подвязокъ вызвали теперь въ Англіи образованіе общества „Антиподвязковцевъˮ, и близокъ часъ, когда женщины должны будутъ отказаться отъ употребленія элегантной, но — опасной „статьиˮ.
Ее можно сдѣлать, впрочемъ, безопасной, если укрѣпить на высотѣ семи или восьми дюймовъ выше колѣна...
Люди науки всѣ въ одинъ голосъ теперь утверждаютъ, что подвязка — опасная подъ щиколкою, становится совершенно безопасной, если помѣстить ее выше.
Два вѣка тому назадъ подвязки находились въ другомъ положеніи. — Тогда это былъ предметъ роскоши, и наши щеголи — кавалеры и дамы — носили ихъ украшенными перлами и брилліантами. Въ эпоху, очень близкую отъ насъ, не считалось дурнымъ тономъ поднести дамѣ пару подвязокъ... Такова исторія!
Одинъ поклонникъ великой трагической актрисы Рашель послалъ ей въ одинъ прекрасный вечеръ восхитительную подвязку, художественной работы съ брилліантами. Великая артистка не разсердилась и отвѣтила поклоннику своихъ талантовъ (который, быть можетъ, былъ и Альфредъ- Мюссе): благодарю за лѣвую ногу — правая ждетъ! За достовѣрность ручается
Модный историкъ А—бе.