№ 13 30 марта
Редактор — А. Л. Курс.
Заведующий редакцией — П. Б. Краснов
Секретарь редакции — И. А. Уралов
Редакция и контора: Москва, Страстная пл., 2/42, телеф. 1-78-31.
№ 13
1926 г.
Фильма — рецензия
кцию и техническую азбуку лучше всего при помощи фильмы-рецензии.
Кадры такой фильмы могут иметь значение цитат, сопоставлений, усилений или же они могут демонстрировать определенные закономерности. Каждая надпись такой фильмы должна быть тезисом. Фильма - рецензия может убеди
тельно сравнить между собой разнообразные режиссерские манеры посредством монтажа наиболее характерных отрывков лент и дать к ним фильмовый же комментарий.
Здесь можно на деле показать значение света, монтажа, сценария, режиссерской работы, работы оператора и т. д.
Эта фильма-рецензия может рассматриваться как научная, но в некоторых случаях она может быть острой комедией-пародией.
Приведем пример. В одном из номеров „Кино-газеты“, в рецензии о „Кресте и маузере было сказано, что артистка Нина Ли ходит под Мери Пикфорд, но, всетаки, ноги у нее свои. Эта фраза — превосходное сценарное положение. В фильме-рецензии она будет выглядеть сопоставлением соответствующих кадров—цитат из Мери и „Креста .
Часто самой ядовитой и вместе поучительной фильмойкритикой может явиться только изобретательный перемонтаж фильмы-произведения. Цепь прыжков Дугласа Фербенкса, изолированных от остального действия, будет лучшим осмеянием беспредметной тренировки (особенно в „Робин Гуде ).
Можно ли дать в кадрах характеристику общественного и идеологического содержания фильмы?— На первый взгляд представляется затруднительным дать кино-формулировку отвлеченной идее. Однако, и здесь умелым монтажей материала фильмы, в сопоставлении его с подобным или контрастирующим материалом других фильм, можно достичь многого.
К кадрам-цитатам добавляются связующие кадры-тезисы (вновь заснятые) и соответствующие надписи. Оставаясь в пределах критики при помощи кинематографа, можно, однако, не бояться несколько повышенного количества надписей; вся фильма-рецензня задумана как откровенно-дидактическое предприятие. Интерес к ней поддерживается острым монтажей и не успевает ослабеть, благодаря краткости ленты.
Для кого предназначена проектируемая нами фильма-рецензия?— Она, конечно, может иметь определенное педагогическое значение для кино-школ и вузов, для кино-кружков.
Но из-за одного этого, все-таки, не стоило бы огород городить. Фильма с нумерованным количеством потребителей представляет собой кино-противоречие. Мы думаем, что подобная кино-критика, действительно, должна быть рассчитана на широкие массы, являясь проводником знания и вкуса,
В. Перцов
К
РИТИКА постановочных лент у нас в России по молодости всего дела с неизбежностью сохраняет некоторые черты „первого впечатления .
Говорят, что первое впечатление бывает ошибочным. Зато оно же обладает и совершенно неповторяемой свежестью. Когда-нибудь самые ошибки наших оценок в эту пору небывалого творческого интереса к искусству кино станут поучительным уроком для теоретика и социолога искусства.
Широкие массы нетерпеливо и оптимистически ждут сейчас своего кинематографического шедевра. Суждения наших мастеров-современников ввергаются в эту живую и напряженную атмосферу ожиданий и надежд, как активная, воспитывающая сознание, истина. Кинематографисты, один из наиболее Энергичных и подвижных отрядов современных людей, сознательно отказываются сейчас от утверждения какойто общеобразовательной догматики или эстетики кино. Время для широких обобщений—„науки о кино , кино-искусствоведения еще
для нас не настало. Совершенно естественно, у нас преобладает обстоятельная и самоотверженная разведка в ту или иную „частную проблему, в раскрытие одного из слагаемых той сложной и взаимно-зависимой совокупности, которой является, по сути дела, — готовая фильма.
И, однако же, в этот неповторяемый, как молодость, переломный период всеобщего кино-тяготения нам нужно особенно ценить непосредственную силу воздействий экрана. „Премьера фильмы вносит столько шума, гама, треска, она так чужда „избранным театральных премьер или чопорному индивидуализму даже знаменитой книги, что к кино-критика, невольно, должна равняться на этот исключительный жанр движения и света.
Достаточно приложить руку к этому бьющемуся пульсу кинематографа, чтобы почувствовать необходимость дать отзвук равного числа колебаний.
И вот, наряду со словесным выражением нашего отношения к произведениям кино, возникает мысль о возможности, в определенных пределах, другой формы критической оценки, — при помощи фильмы. Мы, конечно, не можем упускать из виду, что серьезная критика искусства, вообще возможна только там, где установилась достаточно прочная связь потребителя с данной художественной деятельностью. Там, где этой связи нет, - критика невозможна или бесплодна.
Эта общая предпосылка критики — в кинематографии налицо. Связь зрителя с экраном установилась более прочно и в более широком масштабе, чем, напр., между читателем и современной художественной литературой. Дать ему инстру
„Предатель . (Режиссер Роом, декорации Юткевича.) Момент кражи фотографий