966
1904
НИВА
товство Балунина было дѣло рѣшеннымъ. Прежде всего, самъ Балунинъ вовсе не походилъ на человѣка, готоваго жениться и притомъ безъ выгоднаго расчета. Не затѣялъ ли онъ все это для отвода глазъ, въ виду какого-нибудь хитраго плана?
Дня черезъ два послѣ разговора съ Балунинымъ Дылда зашелъ къ Волтовымъ по утру, въ такой часъ, когда Марьяна должна была только что уйти на службу.
Дѣйствительно, старушка была дома одна. Дылда прикинулся, будто имѣлъ дѣло къ Марьянѣ Владиміровнѣ, и на предложеніе выпить чашку кофе тотчасъ согласился.
- Мнѣ тутъ какъ разъ по сосѣдству съ вами надо быть черезъ полчаса,-придумалъ онъ.-Просила одна знакомая дама найти ей помѣщеніе для маленькаго капитала. А мнѣ это съ руки, такъ какъ я почти что всѣхъ дѣловыхъ людей знаю и могу указать вѣрное помѣщеніе.
Это тоже было придумано, съ цѣлью вызвать Варвару Петровну Волтову на разговоръ объ интересовавшемъ его предметѣ. И выдумка оказалась очень удачной, такъ какъ старушка тотчасъ сказала съ сожалѣніемъ:
Вотъ, не знала васъ раньше: посовѣтовалась бы.
Ужъ вамъ-то, конечно, я сумѣлъ бы посовѣтовать,подхватилъ Дылда.-А то, знаете, женщины иногда держатся, держатся, да потомъ вдругъ и сунутъ какомунибудь ловкому пройдохѣ всѣ свои сбереженія. Сколько я видѣлъ примѣровъ!
Варвара Петровна обнаружила живѣйшее вниманіе и даже озабоченно вздохнула.
- Правда, вѣдь опасное это дѣло. Вѣрить человѣку, а вѣдь и онъ можетъ обмануться,-замѣтила она.
И еще какъ!-подтвердилъ Дылда.-Сколько видѣлъ, какъ изъ-за довѣрія люди лишаются послѣдняго. Въ особенности женщинамъ-то я никогда не посовѣтовалъ бы рисковать. Я и этой своей знакомой барынѣ говорю: положимъ, я васъ не подведу, а все-таки лучше было бы вамъ держать свои тысчонки въ государственной рентѣ.
Лицо Варвары Петровны приняло еще болѣе озабоченное выраженіе.
Да вѣдь процентъ-то на ренту очень невеликъ,замѣтила она.
Вотъ на томъ-то и соблазняются,-сказалъ Дылда.А потомъ, какъ потеряютъ все, и плачутся.
Старушка помолчала, удрученная ловко возбужденными въ ней сомнѣніями. Дылда съ невиннымъ видомъ перевелъ разговоръ на другіе предметы. Но какъ онъ и предполагалъ, собесѣдница его черезъ нѣсколько минутъ обратилась къ нему съ мучившимъ ее вопросомъ:
- Вы Галденова знаете?
По тону, какимъ были сказаны эти слова, Дылда понялъ, что дѣло начинаетъ ему объясняться. Но имя Галденова заставило его почти вздрогнуть: Галденовъ былъ очень изворотливый, но совсѣмъ ненадежный спекулянтъ, который уже раза два прогоралъ, и въ настоящее время сильно измельчалъ, хватался за рискованныя дѣла и занималъ, гдѣ только могъ, поддерживая свой кредитъ высокими процентами. Въ большихъ банкахъ его уже не учитывали. Если деньги Волтовыхъ попали въ эти руки, то можно было поручиться, что онѣ уже не вернутся.
- Галденовъ? Да, я его знаю...-нерѣшительно отвѣтилъ Дылда.-А у васъ есть съ нимъ какіе-нибудь счеты? - Говорятъ, у него широко идутъ дѣла?-полюбопытствовала, вмѣсто отвѣта, Варвара Петровна.
Дылда развелъ руками.
- Широко-это можетъ-быть, а вотъ глубоко лисомнѣваюсь,-сказалъ онъ.-Большого довѣрія во всякомъ случаѣ Галденовъ не внушаетъ.
Батюшки, да вѣдь вы пугаете меня,-воскликнула m-me Волтова, и по лицу ея въ самомъ дѣлѣ пробѣжало выраженіе испуга.-Неужели за нимъ могутъ пропасть деньги?
1904
- А вы ему довѣрили?
No 49.
- Отдала... Да нѣтъ, за нимъ не пропадетъ. Балунинъ ужъ такъ за него ручался, такъ ручался...
- И много?
-- Какъ для кого. Для насъ это послѣднія деньги. Тутъ и мои гроши, и Марьяночкины. Шесть тысячъ. Да вы скажите... неужто вправду думаете, что могутъ пропасть?
Въ голосѣ Варвары Петровны слышалось столько тревоги, что Дылдѣ сдѣлалось жутко. Онъ помолчалъ и съ безпомощнымъ видомъ потеръ руками.
Надо постараться какъ-нибудь поправить дѣло, сказалъ онъ черезъ минуту.—Можетъ-быть, найдется средство. Подумаю, посмотрю. А Балунинъ напрасно васъ втянулъ въ это.
- Андрей Николаевичъ? Что вы!-воскликнула Варвара Петровна.-Андрей Николаевичъ для насъ почти что свой человѣкъ.
- Напрасно довѣряетесь.
- Богъ съ вами, какъ можно такъ говорить,-протестовала старушка.-Вѣдь онъ... Это у насъ пока секретъ, но ужъ если зашла рѣчь, передъ вами не буду таиться. Вѣдь у насъ съ нимъ сговорено уже, насчетъ Марьяны. Станетъ ли такой человѣкъ надувать. Все равно что свои деньги отдалъ.
Этого увѣреннаго тона Дылда никакъ не могъ выдержать.
- Полноте, да вѣдь тутъ смысла человѣческаго нѣтъ,воскликнулъ онъ.-Галденова я знаю; ему ни на грошъ вѣры. И Балунинъ его дѣла знаетъ. Никогда бы онъ васъ съ нимъ не свелъ, если бы считалъ ваши интересы своими. Тутъ непонятное что-то. А отъ Балунина, откровенно говоря, я всего ожидать готовъ. Что онъ васъ подвелъ, не можетъ быть сомнѣнія. А съ другой стороны... нѣтъ, я тутъ ничего не понимаю, рѣшительно ничето не понимаю. Или онъ тогда еще не имѣлъ видовъ на Марьяну Владиміровну, или... ужъ и не знаю что.
Варвара Петровна посмотрѣла на него укоризненно. - Какъ это вы, Никодимъ Петровичъ, о близкомъ рѣшаетесь говорить,-сказала она и покачала головой.
- На вѣтеръ не говорилъ бы,-возразилъ Дылда.
Ну, да не въ этомъ дѣло. Надо подумать, нельзя ли какънибудь спасти деньги. Я попытаюсь переговорить съ Галденовымъ.
Онъ всталъ и въ большемъ волненіи прошелся по комнатѣ.
- Да, что-нибудь надо попытать,- повторилъ онъ самъ съ собою.-А все-таки, я не допускаю мысли, чтобъ Балунинъ былъ женихомъ. Для Марьяны Владиміровны это было бы самоубійствомъ.
Варвара Петровна замахала руками.
Грѣхъ вамъ говорить; слушать не хочу!-воскликнула она.—Удивляюсь, какъ такъ ни за что порочить молодого человѣка.
Дылда торопливо простился и ушелъ.
Все, что онъ узналъ, безмѣрно его заботило. Онъ уже не думалъ о непостижимомъ ослѣпленіи Марьяны, готовившейся выйти за Балунина. Это представлялось ему такимъ нелѣпымъ и отдаленнымъ, что мысль его какъто не могла здѣсь остановиться. Его больше смущало, что не сегодня-завтра Галденовъ долженъ прогорѣть, и что деньги Волтовыхъ пропадутъ. Ему, съ его дѣловыми привычками, это казалось всего важнѣе. Но что можно было сдѣлать?
Онъ бросился наводить справки. Свѣдѣнія получались неутѣшительныя. Галденовъ кругомъ запутался и вертѣлся, какъ бѣлка въ колесѣ. Было у него одно дѣло въ Новгородѣ, но оно не могло его поправить, а развѣ только отсрочило бы катастрофу. Походило на то, что Галденовъ ожидаетъ только собрать все, что можно, чтобы затѣмъ объявить себя несостоятельнымъ. Это соображеніе подало Дылдѣ нѣкоторую надежду, и онъ принялся