ак нельзя мыслить русскую культуру без великих имен Пушкина и Толстого, Глинки и Мусоргского, Репина и Сурикова, Чехова и Горького, так нельзя ее представить себе без Художественного театра. Нет ни одного передового художника, который бы не чувствовал убеждающую силу его идей. Нет ни одного сколько-нибудь серьезного театра, который не испытывал бы на себе его влияния.
Справедливо говорить о воздействии опыта Художественного театра не только на сценическое искусство, где его влияние было поистине огромным, но и на смежные искусства, в первую очередь на драматургию и литературу, а также на кинематографию.
В стенах Художественного театра ожили лучшие демократические и реалистические традиции, характерные для русской сцены.
Художественный театр осуществил реформу в области театрального искусства, начало которой положили Гоголь и Островский, Щепкин и плеяда его учеников и последователей во главе с Садовским. Основываясь на заветах Щепкина, на достижениях передовой литературы, живописи, музыки, Художественный театр объявил непримиримую войну рутине и штампу. Он всегда боролся за высокую идейность и реализм в искусстве.
Художественный театр пережил годы предреволюционного подъема и революцию 1905 года, время тяжелой реакции и первой империалистической войны. Но самая большая часть его вдохновенной и неустанной работы проходила в годы советской власти, в период строительства социалистического
общества. Великая Октябрьская социалистическая революция сделала искусство МХТ более ярким и убедительным, насытила новым социальным содержанием.
Художественный театр в первые годы шаг за шагом завоевывал творческие позиции и проводил в жизнь свои идеи, встречая враждебное и резкое противодействие со стороны реакционных слоев общества.
Уже первые спектакли молодого театра явились началом нового театрального направления. Зрителей, пришедших в зал Художественного театра, поражали новые мысли и переживания, которых они не встречали в других театрах. Буржуазная, безидейная, ремесленная драматургия торжествовала в императорских театрах Москвы и Петербурга и на провинциальных сценах. Драматурги конца века (Шпажинский, Невежин, Крылов и другие) давали поверхностное, лакированное изображение жизни и были глухи к подлинным запросам современности. Актеры, вынужденные играть в этих пьесах, повторяли истертые театральные приемы и все более отрывались от действительности.
В 1897 году съезд сценических деятелей констатировал несомненный упадок театрального дела в России. Сознание необходимости сценических реформ охватило лучших представителей театра и критики. Многие деятели русского театра (например, Островский, Ленский, Южин и другие) пытались в условиях императорской сцены реформировать театральное искусство. Но они были не в силах сдвинуть с места неподвижную бюрократическую машину управления театрами, изменить идейную направленность, победить ремесленнические приемы, ставшие привычными для большинства актеров императорских театров.
Переживаемый театральным искусством упадок определялся отнюдь не отсутствием крупных
III