сценических дарований, а отрывом театра от передовых идей своего времени, настойчиво требовавших своего отражения в искусстве.
Середина 90-х годов, по определению В. И. Ленина, была началом пролетарского периода освободительного движения. Трудовая интеллигенция революционизировалась, она нуждалась в искусстве, которое могло выразить ее мысли и чувства. Она нуждалась в театре, который должен был стать трибуной ее идей.
Таким театром явился Московский Художественный театр, первоначально называвшийся Художественно-общедоступным . Он прочно и навсегда связал свою судьбу с народом.
Основатели театра К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко отчетливо понимали сущность переживаемого русским театром кризиса.
Пытаясь найти выход из создавшегося положения, они внимательно изучали лучшие достижения сценического искусства России и Запада, пытливо всматривались в мастерство крупнейших актеров и режиссеров, изучая заветы прошлого и чутко прислушиваясь ко всему новому в литературе и драматургии. Каждый из них до основания Художественного театра прошел большой творческий путь и всей своей предшествовавшей деятельностью был подготовлен к созданию близкого народу театра.
К моменту встречи они были зрелыми мастерами, искавшими театр, способный наиболее полно и широко осуществить их идеи. Они по-настоящему дополняли друг друга. Их творческий союз принадлежит к числу наиболее прекрасных в русском искусстве.
До открытия Художественного театра К. С. Станиславский уже проявил себя как крупный актер и режиссер, всем своим творчеством утверждавший, что тот путь самый верный, который ближе ведет к правде, к жизни . Он писал: Чтобы дойти до этого, надо знать, что такое правда и жизнь . Человек огромного таланта, острого внимания, неистощимой изобретательности, Станиславский в своих работах боролся с дешевой мишурой, театральным наигрышем, делаными актерскими эффектами. Это сказалось уже в спектаклях Плоды просвещения , Уриэль Акоста , Отелло , Потонувший колокол , шедших на сцене организованного и руководимого им Общества искусства и литературы. Станиславский обладал блестящей режиссерской фантазией и смело черпал материал из реальной действительности. Он видел назначение актера в том, чтобы быть, толкователем высоких человеческих чувств , стать руководителем и воспитателем публики .
Вл. И. Немирович-Данченко уже тогда завоевал общее признание, как один из крупнейших деятелей русского театра, и к моменту открытия МХТ
успешно испытал свои силы в области критики, беллетристики, драматургии и театральной педагогики. Его критические статьи были отмечены тонким пониманием театрального искусства и ясным сознанием противоречий и недостатков театра конца века. Его повести и романы касались проблем, выдвигаемых действительностью. В его пьесах ( Новое дело , Цена жизни ) были поставлены вопросы, волновавшие современную интеллигенцию.
Но ни один из этапов творческих исканий до конца не удовлетворял Немировича-Данченко. Он стремился к конкретному театральному делу, которое столкнуло бы его лицом к лицу со зрительным залом и позволило бы ему реально осуществить то, к чему он призывал в своих статьях и докладах. Через всю мою жизнь, как широкая река через степи, проходит притягивающая и беспокойная, отталкивающая и не выпускающая из своих чар атмосфера театра... говорил Вл. И. НемировичДанченко о себе. Он мечтал о сближении сцены и литературы, о создании нового, подлинно художественного, подлинно современного театра.
Тесная связь Станиславского и НемировичаДанченко с демократическими общественно-литературными течениями, горячая вера в идейно-воспитательное назначение театра делали их непримиримыми борцами за новое, прогрессивное искусство. Они поставили целью вывести сценическое искусство из рамок рутины и шаблона .
Оба они любили силу и самобытность русской литературы, воспитывались на традициях Малого театра, им было родственно и близко высокое искусство Ермоловой, Ленского, Федотовой, Садовских.
Уже первая встреча Немировича-Данченко и Станиславского, состоявшаяся в конце июня 1897 года, привела к быстрому творческому сближению этих крупнейших деятелей русского театра.
Основывая Художественный театр, они протестовали против всего устаревшего в искусстве во имя развития и торжества передовых традиций русской культуры.
Они неизбежно связывали свои мечты с демократическим зрителем, с теми небогатыми слоями населения , которые не имели своего театра. Поэтому в основу создания театра они положили идею общедоступности. Общедоступность в их понимании никогда не обозначала упрощенности. Они полагали, что народ должен получить высокое, идейное искусство, правдивое по содержанию, прекрасное по форме и законченное по мастерству.
14(26) июня 1898 года в своем обращении к труппе перед началом репетиций Станиславский определил цели и задачи нового театра, как вы