No 47. 
1905
НИВА
А какъ же? Принимая монашескій чинъ, вы отреклись отъ міра. А родные и близкіе, это-міръ, это мірское.
- Вы ошибаетесь, отецъ Лука. Монахъ только приравнивается къ ангельскому чину, какъ къ идеалу, къ коему онъ долженъ стремиться, но онъ человѣкъ, онъ остается человѣкомъ. Только въ немъ духовная сторона преобладаетъ надъ плотской. Если бы мы были ангелами, мы не питались бы хлѣбомъ, мы не нуждались бы въ снѣ для отдыха и во многомъ другомъ. Мои родные, близкіе- остались мнѣ родными и близкими, но родство и близость болѣе отодвинулись въ сторону духа. Развѣ я не близокъ по духу къ своему отцу и своей матери, отъ которыхъ я унаслѣдовалъ духовныя склонности, которые воспитали меня въ своихъ понятіяхъ? Какъ могу я отречься отъ того, что есть въ дѣйствительности? Если бы монашество обязывало къ этому, оно было бы ложью. Но оно не ложь. Неужели вы со мной не согласны, отецъ Лука?
Вы меня убѣждаете. Я готовъ согласиться съ вами,-сказалъ отецъ Лука и съ глубокимъ уваженіемъ посмотрѣлъ на отца Мелетія.
Нѣтъ, не такого онъ ожидалъ увидѣть. Онъ думалъ, что передъ нимъ будетъ лицемѣръ, старающійся придать себѣ видъ благочестія. А Мелетій совсѣмъ не старался объ этомъ.
Онъ думалъ, что встрѣтитъ человѣка, гордаго своей святостью, склоннаго поучать другихъ, а увидѣлъ въ Мелетіи умнаго собесѣдника, у котораго есть свои убѣжденія, оригинальныя, не похожія на тѣ, какія обыкновенно высказываются.
- Да,-сказалъ отецъ Лука:-я невольно соглашаюсь съ вами. Не можетъ человѣкъ перестать быть человѣкомъ. Человѣческое въ немъ всегда останется. Мы видимъ, что и святые мужи не забывали своихъ родныхъ и старались оказать имъ ласковость. Мнѣ нравится, отецъ Мелетій, то, что вы говорите, и то, что вы пожелали навѣстить вашихъ родныхъ.
- Позвольте, отецъ Лука, обратиться къ вамъ съ одной великой просьбой,-сказалъ Мелетій и даже привсталъ на минуту, а потомъ опять сѣлъ.
Пожалуйста, отецъ Мелетій, готовъ заранѣе обѣщать вамъ исполненіе,- любезно отвѣтилъ отецъ Лука.
- Прошу васъ, называйте меня, какъ прежде, ты. Отецъ Лука не сразу отвѣтилъ. Вопросъ этотъ въ сущности былъ простъ. Почему не называть человѣка такъ, какъ онъ хочетъ? Въ этомъ проявляется его почтительность и уваженіе. Но существовали соображенія семейнаго характера.
Могъ ли онъ рѣшить этотъ вопросъ на свой страхъ, когда въ дѣлѣ замѣшаны Варенька и главное его жена, которая не проститъ ему ошибки въ такомъ дѣлѣ.
Почему вы этого желаете, отецъ Мелетій?-уклончиво спросилъ отецъ Лука.
- Потому что у меня въ душѣ такое чувство, что ничего между нами по существу не перемѣнилось.
Какъ же не перемѣнилось, отецъ Мелетій? Вы были женихомъ моей дочери и вы перестали имъ быть...
Женихъ-это условное понятіе, сказалъ Мелетій:-женихомъ можетъ быть каждый. Мало ли бываетъ случайныхъ браковъ, когда въ положеніе жениха и потомъ мужа становится человѣкъ мало даже знакомый? Но мы съ Варварой были друзьями, и я надѣюсь, что такими останемся навсегда.
- Какимъ образомъ это можетъ быть?- съ удивленіемъ и явнымъ сомнѣніемъ воскликнулъ отецъ Лука.
Иначе не можетъ быть, отецъ Лука. Иначе не
1905
907
можетъ быть. Если бы было иначе, то это означало бы, что наша связь была случайная, что въ ней не было ничего прочнаго. А это же не такъ, это было не такъ.
Не знаю, не знаю... Ничего не могу сказать опредѣленнато по этому поводу,-сказалъ отецъ Лука и этимъ выдалъ свою слабость.
Вы хотите сказать, отецъ Лука, что въ настоящее время Варвара питаетъ ко мнѣ вражду? Я это допускаю, но это оттого, что она не знаетъ...
- Да, она не знаетъ, потому что вы не объяснили ей. Вы игнорировали ее и тѣмъ оскорбили ее.
- Можетъ-быть, я и виноватъ передъ нею. Но и на это были причины. Но она узнаетъ меня, непремѣнно узнаетъ и тогда пойметъ. Нѣтъ, не можетъ быть вражды между нами.
- Ничего не могу сказать. Ничего не могу,-повторилъ отецъ Лука, совершенно сбитый съ толку увѣренной рѣчью Мелетія.
И почему онъ называетъ ее Варварой? Это казалось ему страннымъ. Отношенія ихъ требуютъ, чтобы онъ называлъ ее по имени и отчеству. Онъ же вотъ уже два раза повторилъ ея имя такъ, какъ будто ничего не произошло.
Теперь отецъ Лука чувствовалъ себя въ величайшемъ затрудненіи. Онъ вышелъ на борьбу съ противникомъ, который оказался гораздо сильнѣе его, сильнѣе своей убѣжденностью, противъ которой онъ, отецъ Лука, не могъ противопоставить ничего равнаго.
И онъ желалъ только одного: чтобы поскорѣе вернулась его жена и дала бы дѣлу надлежащее направленіе.
- Можете вы оказать мнѣ одолженіе?-сказалъ, между тѣмъ, Мелетій.
- Какое?-на этотъ разъ уже осторожно, не обѣщая заранѣе исполненія, спросилъ отецъ Лука.
- Позвольте мнѣ повидать Варвару.
Этого отецъ Лука никакъ не ожидалъ. Въ первое мгновеніе это желаніе показалось ему совершенно невыполнимымъ. Настроеніе Вареньки никакъ не допускало этого. Варенька не могла слышать имени своего прежняго жениха.
Но, съ другой стороны, выступали тѣ самыя соображенія практическаго свойства, которыя заставили его принять Мелетія и быть съ нимъ любезнымъ. Какъ же отказать человѣку въ исполненіи такой простой просьбы— повидаться, поговорить? Можетъ-быть, въ самомъ дѣлѣ, вражда къ нему неосновательна, можетъ-быть, онъ это докажетъ какими-нибудь двумя словами?
Вѣдь привлекъ же онъ на свою сторону его, отца Луку. Несомнѣнно, что онъ и до сихъ поръ сохраняетъ въ своей душѣ расположеніе къ нему.
А между тѣмъ, рѣшиться на это безъ жены онъ никакъ не могъ. Это превышало его мужество.
-- На это я вамъ скажу вотъ что, отецъ Мелетій! Безъ сомнѣнія, вы имѣете право желать встрѣчи съ моей дочерью, чтобы объяснить ей свой поступокъ, но вы меня извините, если я не рѣшусь сдѣлать это сейчасъ. Если бы вы знали ея настроеніе, то поняли бы, что къ этому ее надо подготовить...
- Ахъ,-съ грустнымъ вздохомъ сказалъ Мелетій:вотъ именно-не надо бы подготовлять. Что значитъ подготовить? Это значитъ-вселить въ ея душу предвзятость. А всякая предвзятость-мой врагъ, съ которымь мнѣ придется бороться. Зачѣмъ подготовлять? Пусть бы она сама взглянула на меня и послушала меня и рѣшила своимъ здравымъ умомъ и своей свѣтлой душой... Она не сдѣлала бы ошибки, это я хорошо знаю.
Вы говорите хорошо, умно, отецъ Мелетій, я покоренъ вашими рѣчами, а все-таки я не могу. Да ужъ я вамъ скажу прямо: эту область вѣдаетъ моя жена.