действию. Здесь наряду с объемно-пространственным решением застройки должны быть разрешены вопросы вертикальной планировки, зеленых насаждений, скульптуры и т. д. Вместе с этим следует отметить, что объемно-пространственные решения частей города, которые будут застраиваться в отдаленном будущем, являются до некоторой степени условиями, а потому от них и не требуется такой детализации.
Нам остается еще коснуться вопросов о размерах и формах жилых кварталов, о системах расположения зданий и т. п.
Едва ли кто-нибудь будет отрицать влияние указанных вопросов на архитектурную выразительность города. Правильное решение этих архитектурно-планировочных вопросов в увязке с ранее высказанными создает архитектурное лицо города в целом и по отдельным его частям.
Такова в общих словах задача архитектуры в планировке города. С этой точки зрения правы те, кто предлагает в существующие инструкции по планировке городов внести некоторые изменения, а именно: первую стадию называть не «схемой распределения территории», а «схемой архитектурно-планировочной структуры города», в инструкции НККХ, печатаемой в настоящем номере журнала, это дополнение сделано в редакции архитектора Мостакова; кроме того, следует также дополнить существующие инструкции обязательством для проектно-планировочных организаций «одновременно и вслед за планировкой вести проектирование застройки первоочередных районов».
Но, ставя архитектуру в деле планировки городов на надлежащую высоту, мы ни в какой мере не можем согласиться с теми архитекторами, которые иронизируют над работой геодезиста, инженерапланировщика и экономиста, которые применение такой точной науки, как математика, в планировочных работах считают почти вредным. Не надо забывать, что наши города должны быть не только красивыми, но в то же время и исключительно удобными для человека. Геодезист, инженер и экономист для решения последней задачи дают не менее, чем архитекторы, для создания ансамбля ансамблей. В этом отношении некоторые упреки т. Шелейховского, статья которого печатается в настоящем номере журнала, направленная к отдельным архитекторам, имеет под собой основания.
Нам кажется, пора покончить спор о доминирующей роли того или иного специалиста. Надо помнить, что в планировке городов должны совместно разрабатываться архитектурные, инженерные и экономические задачи. Синтез всех сложных и многообразных факторов и условий планировки должна дать архитектура.