82 
1915
НИВА
На Кавказскомъ фронтѣ. Турецкое легкое орудіе, забранное подъ Сарыкамышемъ. Щитъ пробитъ во многихъ мѣстахъ осколками нашего снаряда.
...
вести германскія войска, которыя и такъ у нѣмцевъ заняты на всѣхъ фронтахъ, имѣются лишь въ обрѣзъ, и даже скорѣе ихъ не хватаетъ, ибо мы видимъ, что ни на западномъ фронтѣ ни на нашемъ нѣмцы наступать не могутъ.
Въ силу этого нѣмецкій генеральный штабъ остановился на единственномъ раіонѣ, гдѣ громадное протяженіе фронта допускаетъ различныя маневренныя комбинаціи, а именно на австрійскомъ фронтѣ. Однако къ такому рѣшенію нѣмцы пришли не сразу, и окончательно ихъ подтолкнули на новое рѣшеніе пріѣхавшіе въ германскую главную квартиру наслѣдный эрцгерцогъ и новый австрійскій министръ Буріанъ.
Эти лица, повидимому, вполнѣ опредѣленно потребовали, чтобы австрійскія войска были избавлены отъ необходимости защищать Прусскую Силезію, а также пути къ ней черезъ Западную Галицію и Краковъ. Появленіе нашихъ войскъ на границѣ Трансильваніи, вызвавшее переходъ власти въ Австро-Венгріи къ венгерскимъ министрамъ, вполнѣ ясно подразумѣвало, что войска Двуединой монархіи отнынѣ предназначаются для спасенія венгерской половины государства.
Нѣмецкій генеральный штабъ, хотя и раньше придерживалъ австрійскія войска на Нидѣ для обороны путей въ Силезію, на этотъ разъ призналъ необходимымъ удовлетворить требованія венгерцевъ. Это тѣмъ болѣе представлялось для нѣмцевъ возможнымъ, что линія окоповъ, возведенная по всей Польшѣ и далѣе по Галиціи, вдоль Дунайца до самыхъ Карпатъ, уже болѣе или менѣе удовлетворительно прикрывала почти всю германскую границу. Слѣдовательно, австрійскія войска, находившіяся на линіи этихъ укрѣпленій, уже не такъ были нужны, и былъ расчетъ отпустить ихъ въ Венгрію.
Однако германскій генеральный штабъ выработалъ себѣ вполнѣ опредѣленныя отношенія къ своимъ союзникамъ, смыслъ которыхъ укладывается, какъ извѣстно, примѣрно, въ такой формулѣ: союзники для Германіи, но не Германія для союзниковъ .
Эта общая формула при ея осуществленіи въ нѣмецкой стратегіи выражается въ томъ, что союзники нѣмцевъ обязаны всегда и всюду наступать, хотя бы эти наступленія были связаны съ вѣрными пораженіями. Нѣмецкій генеральный штабъ, какъ онъ полагаетъ, беретъ на себя главную задачу разбить противника, а союзники должны облегчать нѣмцамъ эту задачу
1915
No 5.
и для этого своими безпрерывными наступленіями оттягивать на себя часть непріятельскихъ войскъ.
Какъ мы видѣли, эта формула была наиболѣе безцеремонно проведена по отношенію къ Турціи, и турецкія войска были брошены въ безсмысленное наступленіе на Кавказъ только для того, чтобы отвлечь часть войскъ и облегчить положеніе нѣмцевъ въ Польшѣ. Отпуская австрійскія войска на территорію Венгріи, нѣмцы одинаково ни въ коемъ случаѣ не могли мириться съ тѣмъ, что австрійцы будутъ обороняться на венгерской границѣ. Обороняющаяся Австро-Венгрія для нѣмцевъ не нужна и, по мнѣнію нѣмецкаго генеральнаго штаба, въ такомъ видѣ является излишней обузой, стѣсняющей свободу германскихъ операцій, требующей постоянно поддержки и пр.
Въ силу этого австрійскія войска были возвращены на родину, но подъ обязательнымъ условіемъ вести наступленіе.
Сосредоточеніе австрійскихъ войскъ на венгерской территоріи не могло не вызвать всеобщаго вниманія. Нѣмецкій генеральный штабъ понималъ, что новой перегруппировки войскъ, въ особенности такой, гдѣ въ Венгрію перемѣщается масса въ нѣсколько сотъ тысячъ человѣкъ, скрыть нельзя. Поэтому германскій генеральный штабъ, при помощи услужливой печати, самъ оповѣстилъ о новомъ сосредоточеніи австрійцевъ въ Венгріи и постарался лишь скрыть истинныя намѣренія, связанныя съ этой новой перегруппировкой. Телеграммы, явно инспирированныя германскимъ генеральнымъ штабомъ, гласили, что австрійская армія собирается въ Венгрію, подготовляясь къ новому походу на Сербію. Затѣмъ новыя телеграммы извѣстили, что эти войска сосредоточиваются не противъ Сербіи, а противъ Буковины, и накокецъ послѣднія телеграммы сообщали, что здѣсь дѣло не въ Сербіи и не въ Буковинѣ, а вся операція имѣетъ цѣлью выручку
На Кавказскомъ фронтѣ. Турецкіе пулеметы, взятые нашими войсками подъ Сарыкамышемъ.
Перемышля, освобожденіе Львова и вообще возвращеніе утерянной Галиціи.
Въ томъ, что австрійцы не готовятся напасть на Сербію, можно было не сомнѣваться, невзирая ни на какія увѣренія въ противномъ австро-нѣмецкой печати. У австрійцевъ слишкомъ заняты руки, слишкомъ много опасностей угрожаетъ имъ на главныхъ фронтахъ, для того, чтобы они могли отвлекаться второстепеннымъ театромъ-сербскимъ. Даже тогда, когда нѣмцы наступали на Бзуру. и австрійскому фронту, сравнительно, угрожало мало опасности, все же попытка австрійцевъ наступать въ Сербію немедленно вызвала рикошетный ударъ съ нашей стороны. Генералъ Потіорекъ вынужденъ былъ послать войска съ сербскаго фронта на нашъ, и это отчасти обусловило пораженіе австрійцевъ въ Сербіи.
На Кавказскомъ фронтѣ. Бѣженцы-греки, возвращающіеся послѣ пораженія турокъ въ свои деревни.
Такимъ образомъ оставались лишь единственно вѣроятные пути для наступленія, это-Буковина, либо Галиція. Самымъ важнымъ въ данномъ случаѣ являлось то обстоятельство, что австрійцы сосредоточили въ Венгріи весьма большое число войскъ,