даже въ русскихъ газетахъ была отмѣчена достойная лучшаго дѣла энергія, которую проявили многіе губернаторы въ борьбѣ съ попытками празднованія „освободительной годовщины“. Особенно прославился при этомъ полтавскій вицегубернаторъ Балясный. Принимая во вниманіе, что городская дума уже затратила нѣкоторую сумму на предполагаемое угощеніе школьниковъ, этотъ мудрый администраторъ разрѣшилъ раздать это угощеніе, но при условіи полнѣйшаго молчанія о поводахъ, его вызвавшихъ. Газеты въ свое время изображали этотъ юмористическій пиръ, иллюстрировавшій исконную русскую поговорку: „ѣшь пирогъ съ грибами, держи языкъ за зубами . Правда, кн. Долгоруковъ въ то время былъ рамолированный старецъ, а Балясный, вѣроятно, кретинъ отъ природы. Но, перефразируя другую русскую поговорку, можно сказать: у Дураковъ на языкѣ, что у высшаго начальства только на умѣ, и несомнѣнно, что эта борьба съ опальными воспоминаніями только выводила наружу крѣпостническое настроеніе двухъ царствованій: сына и внука Александра II.
И вотъ почему высказанное по недоразумѣнію въ 1882 г. высочайшее соизволеніе осталось подъ спудомъ до 1903 г. Не менѣе интересна будьба двухъ другихъ начинаній Александра III, о которыхъ мы упомянули выше. Царь призываетъ общество къ священной войнѣ съ хищеніемъ. Въ то же время объявляется всенародная подписка на церковьпамятникъ. Эти „общенародныя средства сосредоточиваются въ особой комиссіи, при академіи художествъ, подъ предсѣдательствомъ вел. кн. Владиміра Александровича. Сынъ того царя, которому строится памятникъ, братъ царя, призывавшаго къ борьбѣ съ хищеніями — поставленъ, такимъ образомѣ, на стражѣ собраннаго милліона. Результатъ извѣстенъ: деньги украдены, и церковь до сихъ поръ не достроена!
Кто виновникъ этой кражи, кажется, небывалой въ лѣтописяхъ хищеній? ! Въ русскихъ газетахъ было сообщено глухо объ осужденіи „ секретаря “ Исѣева, судьба котораго съ тѣхъ поръ какъ-то неизвѣстна. Черезъ нѣсколько лѣтъ судили по тому же дѣлу извѣстнаго художника пейзажиста Клевера, который былъ оправданъ. На этой ступени бѣдная русская Ѳемида совершенно истощила свои слабыя силы... Что касается до высокаго предсѣдателя комиссіи, то, конечно, его роль въ этомъ эпизодѣ „выше всякихъ судебныхъ разговоровъ.
Какъ бы то ни было — все дѣло о кражѣ храма велось въ самой строжайшей тайнѣ.
И вотъ теперь постройка храма доведена до куполовъ (съ нихъ, кажется, снимаютъ лѣса), а святѣйшій, раболѣпствующій сѵнодъ считаетъ благовременнымъ (конечно, по мановенію свыше) дать ходъ высочайшему соизволенію о празднованіи дня освобожденія... Но какъ это ничтожно и какъ комично! Жалкое царствованіе внука, такъ упорно продолжавшаго крѣпостническую политику отца — теперь тянется къ выдохшимся эмблемамъ дѣда... Но опредѣленіе сѵнода говоритъ гораздо Громче о 22-хъ годахъ „высочайшаго крѣпостничества, чѣмъ объ уваженіи къ реформамъ, а памятникъ на Екатерининскомъ каналѣ будетъ всегда напоминать также о безсиліи самодержавія даже въ элементарной борьбѣ съ хищеніемъ, которое дерзко свило себѣ гнѣздо въ непосредственномъ соприкосновеніи съ царствующимъ домомъ.
К. Боръ.
„Освобожденская“ прокламація о войнѣ и конституціи.
„Освобожденцами напечатана и распространена въ разныхъ мѣстахъ Россіи нижеслѣдующая прокламація подъ заглавіемъ „Народъ и война :
Сотни тысячъ русскихъ людей взяты на войну. И многія тысячи еще будутъ оторваны отъ своихъ семей и отъ труда, раззорены и брошены на Дальній Востокъ для страданій и смерти. Много нашихъ братьевъ погибнетъ отъ пулъ и гранатъ, а еще больше умретъ отъ разныхъ болѣзней и сгніетъ вдали, въ чужой странѣ. Кто вернется оттуда, часто застанетъ у себя на родинѣ
разоренныя семьи или будетъ доживать свою жизнь безногимъ, безрукимъ или безглазымъ калѣкой. Будутъ разорены также и многіе изъ тѣхъ, кто и не пошелъ на войну — безработицей, поборами и налогами. Каждый день войны обходится въ три милліона рублей. Каждый выстрѣлъ изъ тяжелаго орудія обходится въ три еъ половиною тысячи рублей. За три мѣсяцу съ начала войны на ея веденіе уже затрачено около 270 милліоновъ рублей, т. е. по два рубля на Каждую душу, а вся война будетъ стоить несчетныхъ милліоновъ, и почти всѣ эти деньги собраны или будутъ собраны ни съ кого другого, какъ съ простого народа.
Льется рѣкой кровь народная, тратится богатство народное, а самъ народъ не знаетъ для чего, зачѣмъ? Онъ несетъ всѣ, эти жертвы зря! Онѣ никому не нужны — ни царю, ни народу, ни отечеству. Причину войны не знаетъ не только народъ, но даже самые образованные люди считаютъ эту войну безполезной и пагубной. Да и самъ царь, который много разъ заявлялъ о своемъ миролюбіи, не желалъ этой войны, къ ней совсѣмъ не готовился и сейчасъ не понимаетъ, отчего опа случилась.
Отчего же все-таки началась война? Отчего японскій народъ рѣшился пойти войной на громадную Россію?
А оттого, что русскій царь, по совѣту знатныхъ вельможъ, великихъ князей и министровъ, безъ нужды и безъ цѣли захватилъ силою чужую, далекую отъ насъ, китайскую страну, Манчжурію, послалъ туда нѣсколько полковъ русскихъ солдатъ и грозилъ захватить еще полуостровъ Корею. Захватъ русскаго Царя напугалъ японцевъ, которые живутъ тамъ же рядомъ на небольшихъ островахъ.
Русскій царь не зналъ и не думалъ о томъ, что, захвативъ Манчжурію, онъ вредитъ трудолюбивому японскому народу, и что у японцевъ сильное войско и хорошій флотъ. Русскій царь при этомъ не зналъ ни военной силы, ни интересовъ японскаго народа, и японскій народъ на войнѣ оказался сильнѣе и искуснѣе, чѣмъ думали и предполагали наши вельможи и министры........
Точно также царь никогда не знаетъ о всѣхъ нуждахъ русскаго народа. Да и не можетъ онъ знать ихъ. Царь знаетъ только знатныхъ и сильныхъ людей и управляетъ страной съ помощью великихъ князей и министровъ. Этимъ большимъ господамъминистрамъ и великимъ князьямъ — нѣтъ дѣла до горя рабочаго народа. Иные изъ вельможъ государственныя дѣла ведутъ не по совѣсти, а по корысти, для своего кармана и для почестей, а иные изъ вельможъ — глупы. Отъ этого и управляется Россія такъ, что вездѣ сидятъ чиновники, другъ друга въ неправдѣ покрываютъ, а министры ихъ обѣляютъ передъ царемъ, народъ же съ каждымъ годомъ все больше и больше разоряется.
Объ обидахъ и бѣдствіяхъ народныхъ можетъ болѣть душой только самъ народъ, а не чиновники, великіе князья и министры. И знаетъ нужды свои лучше всего самъ народъ. Царь же можетъ знать о нихъ только черезъ выборныхъ отъ народа представителей (довѣренныхъ), какъ это было изрѣдка встарину, когда русскіе цари жили въ Москвѣ. Они тогда собирали къ себѣ въ Москву выборныхъ представителей отъ всей русской земли на соборы и у нихъ спрашивали о народной нуждѣ, и какъ ей помочь, какъ облегчить подати и налоги, какіе законы нужно создать и какъ оборонить землю отъ внѣшнихъ враговъ. Но однихъ совѣтовъ мало. Нужно, чтобы у народа была власть, Если бы царь долженъ былъ теперь спрашивать согласія выборныхъ представителей народа и съ ними править страной, они бы не дозволили ему занимать войскомъ чужую и ненужную страну — Манчжурію: народные представители сказали бы ему, что не слѣдуетъ итти въ Манчжурію, что не нужно новыхъ земель завоевывать, сосѣдніе народы обижать и что нужно свою землю устроить, прибавить крестьянамъ земли, облегчить подати, а тҍ милліоны денегъ, что теперь идутъ на Манчжурію и на войну, посовѣтовали бы царю истратить на свой народъ. Вѣдь, на 3 милліона въ день, которые идутъ сейчасъ на войну, можно много добра для народа сдѣлать. Да и во всѣхъ другихъ дѣлахъ, если бы царь не могъ безъ народныхъ представителей ничего рѣшать, все бы пошло лучше и справедливѣе. Лучше устроилась бы русская земля и избавился бы народъ отъ притѣсненія чиновниковъ, отъ нищеты и отъ войнъ. Пока же царь будетъ управлять страной единолично, какъ у насъ говорится, самодержавно, черезъ великихъ князей, министровъ и чиновниковъ, до тѣхъ поръ и всеобщее оскудѣніе, неправда и всякія притѣсненія народа не прекратятся.
Прежде было такъ во всѣхъ странахъ и земляхъ, прежде всѣ государи правили самодержавно черезъ министровъ и чиновниковъ, какъ русскій царь правитъ теперь. И тогда во всѣхъ странахъ народъ голодалъ, разорялся и страдалъ отъ произвола и лихоимства чиновниковъ. Теперь же во всѣхъ европейскихъ странахъ: въ сосѣднихъ съ нами Германіи, въ Австріи, Швеціи, въ азіатской Японіи и другихъ — государи правятъ народомъ не одни, а съ выборными отъ всей земли представителями. Во всѣхъ этихъ странахъ государи или сами призвали народныхъ