626
Но его можно наполнить. Вотъ у меня, напримѣръ, сегодня свободныхъ только и есть два часа. Все утро я слушала лекціи, а теперь пойду на дежурство въ лазаретъ. Ты тоже могла бы. Вѣдь это такъ пріятно-чувствовать себя полезной...
1915
НИВА
............
Ты не думай, что я хочу допрашивать тебя, или какъ-нибудь проникнуть въ твои сокровенныя мысли,-молвила Варя:но я только хочу сказать, что, когда живешь полной здоровой жизнью, то даже не приходитъ въ голову возиться съ бумагой и карандашомъ. У тебя слишкомъ много свободнаго времени, Надя. Чѣмъ же я виновата? Время создано помимо меня.
............
Штабъ перваго Петроградскаго отряда бойскоутовъ въ лагерѣ за занятіями.
- Но, должно-быть, очень горько чувствовать себя вредной.
- Какъ ты можешь быть вредной, Надя?
- Я думаю, что я была бы вредной. Вѣдь вотъ ты разсказывала вчера, какъ при тебѣ одному раненому отрѣзали ногу. Ты была тамъ и, видя это, разсуждала, что у него образовалась гангрена, и, значитъ, ему необходимо отрѣзать ногу, что ногу отрѣзаютъ ему для его же пользы, у него не будетъ ноги, но зато сохранится жизнь. И тебѣ было больно смотрѣть на то, какъ живого человѣка лишали ноги, но ты терпѣливо и покорно стояла и смотрѣла.
- Но, Боже мой, какъ же иначе?
- А вотъ я не могла бы. Я, по всей вѣроятности, вырвала бы инструменты изъ рукъ хирурга и выбросила бы ихъ за окно.
- Но это было бы глупо и преступно.
Я это знаю. И все то, что ты знаешь, я тоже знаю, но я это сдѣлала бы. Я не
и
1915
No 33.
выдержала бы, понимаешь? Не выдержала бы...
- Это странно...
- Да, что жъ... Недостаточно правильно мыслить, надо еще умѣть выдержать. И, кромѣ того, мнѣ кажется, что они не имѣютъ права отрѣзать ногу. Должны умѣть вылѣчить, потому что каждый человѣкъ имѣетъ право на двѣ ноги. Знаю, знаю, это тоже глупо! Но вотъ видишь, какая я, и теперь ты согласна, что я была бы вредная. Ты дѣлаешь прекрасное дѣло, но нельзя, милая Варя, чтобы всѣ годились на всякое дѣло только потому, что оно прекрасно. Я, можетъ-быть, могла бы сказки разсказывать раненымъ, и это было бы имъ очень пріятно. Ну, просто фантазировать... Разныя небылицы. Развѣ я объ этомъ не думала? О, еще сколько! Да только этого не нужно.
- Сказки,- не знаю. А вотъ читать имъ книги и газеты-это хорошо, и ты могла бы.
- Ну, что жъ, я, можетъ-быть, попробую какъ-нибудь... Только, знаешь... я, должнобыть, совсѣмъ недобродѣтельна. Вотъ представила себѣ, что прихожу каждый день въ лазаретъ, сажусь и громко читаю книги, или тамъ газеты... И мнѣ это показалось такъ глупо, и имъ всѣмъ, должно-быть, будетъ ужасно скучно. Нѣтъ, ты не думай, я вовсе не злая и не равнодушная, и я готова бы... Но толькочтобы все, понимаешь, такъ, чтобы ничего себѣ не оставалось. Вотъ если бы какому-нибудь раненому нужна была кровь, я отдала бы свою. Вѣдь это дѣлается: открываютъ артерію и переливаютъ. Вотъ это я понимаю.
- Это, мой другъ, невыполнимая, а потому ни къ чему не обязывающая фантазія.
- Ну, что же я подѣлаю, если я такая.
Варя между тѣмъ усиленно работала. У нея уже кончились подготовительныя и практическія работы, начались экзамены. Она выдержала ихъ отлично и показала, что изъ нея выйдетъ толковая сестра.
Въ концѣ февраля она уже начала работать въ лазаретѣ, въ качествѣ сестры, и это отнимало у нея такъ много времени, что она теперь не каждый день видѣлась съ Надей.
Палатка, устроенная бойскоутами по прибытіи въ лагерь. У входа начальникъ отряда-А. А. Дювернуа-Брицъ.
............
Первый Петроградскій отрядъ бойскоутовъ въ лагерной жизни.