«Изменился облик наших крупных городов и промышленных центров. Неизбежным признаком крупных городов буржуазных стран являются трущобы так называемые рабочие кварталы на окраинах города, представляющие груду темных, сырых, большей частью подвальных, полуразрушенных помещений, где обычно ютится неимущий люд, копошась в грязи и проклиная судьбу. Революция в СССР привела к тому, что эти трущобы исчезли у нас. Они заменены вновь отстроенными хорошими и светлыми рабочими кварталами, причем во многих случаях рабочие кварталы выглядят у нас лучше, чем центры города».
В этих ярких и красочных словах т. Сталина выражена вся глубина резкого различия в положении рабочих и всех трудящихся в нашей стране и в капиталистических странах.
Мировой экономический кризис капитализма резко отразился на городском хозяйстве и еще больше ухудшил материально-бытовые условия рабочего населения капиталистических городов.
Вот несколько примеров, ярко иллюстрирующих процитированные мною слова т. Сталина о трущобах в городах буржуазных стран.
Корреспондент газеты «Дейли Геральд» — органа английских лейбористов, обследовавший жилищные условия в крупных рабочих центрах Англии, пишет: «Высокие здания Ливерпуля, его мраморные магазины, театры и кино — это только завеса. Стоит снести несколько лучших улиц, и перед вашими глазами откроется ужасающий пейзаж. Вы бы увидели нечто вроде гигантской помойной ямы, ибо сердце Ливерпуля — это одна сплошная трущоба, помойка, которая накопляла мерзость в течение сотни лет».
А вот как описывает Аллен Хатт в своей книге «Положение рабочего класса в Англии» жилищные условия рабочих Глазго:
«Невозможно нарисовать картину, которая дала бы представление об условиях, в которых мы нашли людей, живущих во всех обследованных нами домах... В большинстве квартир темно, и многие квартиранты должны жечь лампу целый день и летом и зимой». И далее: «... Везде чувствуется сырость, а во многих домах буквально льет с потолка и со стен. Мы везде обнаружили почти полное отсутствие каких бы то ни было санитарных удобств. Все рассыпается. Стены прогнили. Через них можно видеть улицу. Штукатурка обвалилась. Везде кишат насекомые». Это все описано на основании отчета правительственного комиссара Саймона.
Жуткие условия японских рабочих и работниц не может скрыть даже буржуазная пресса. В газете «Саито Родо Дзихо» описаны условия жизни рабочих предприятий Канебо:
«Общежития буквально представляют собой тюрьмы. Работницы лишены свободного права выхода и входа, свободного свидания даже с самыми близкими родственниками. Чтобы работницы не могли убежать из общежития, оно окружено стеной колючей проволоки и рвами, наполненными водой. Эта общежития представляют собой комнаты, в которых работницы живут очень тесно. Место для сна рассчитана так, что работницы спят в три смены. Это место никогда не остывает. Оно очень мало, и работница спит на нем скорчившись».
Таковы жилищно-бытовые условия, в которых живут сотни тысяч и миллионы рабочих в буржуазно-капиталистических странах.
В то же время в Стране советов каждый рабочий, каждый трудящийся видит, как из года в год улучшается его материальное благополучие, какое огромное внимание партия и правительство уделяют улучшению жилищно-бытовых условий рабочих. Мы уничтожили трущобы навсегда, и в этом величайшее завоевание коммунистической партии, величайшая победа советской власти.
жилищный вопрос
За 4 последних года на рабочее жилищное строительство затрачено свыше 3, 5 млрд. руб., на которые выстроено и сдано в эксплоатацию более 19 млн. м2 жилой площади, это на 3 млн. с лишним превышает всю площадь, построенную в предшествующие годы после Октябрьской революции.
Куда же направлены эти средства? Где мы, главным образом, строим новые жилища?
Согласно решению пленума ЦК ВКП(б) в 1931 г. главная масса капитальных вложений должна была быть направлена в важнейшие промышленные и городские центры. Выполняя эту директиву, мы сосредоточили основное внимание на усилении жилищного строительства в крупнейших городах и в районах ведущих отраслей народного хозяйства. В связи с этим удельный вес промышленности в общем плане жилищного строительства превышает 60%.
В Москве с 1931 по 1934 г. вновь построено 2 200 тыс. м2 новых жилищ, Ленинград выстроил 1 350 тыс. м2.
Широко развернулось жилищное строительство на Урале и в Западной Сибири в связи с постройкой Урало-Кузнецкого комбината. Города и новостройки этих районов получили 4 700 тыс. м2 жилой площади, что составляет примерно 25% всего жилищного строительства на территории РСФСР за отчетный период.
Многие города других краев и областей в эти годы ввели в эксплоатацию десятки и сотни тысяч кв. метров жилой площади. В Горьковском крае построено 900 тыс. м2, в Ивановской области 600 тыс., Сталинграде 280 тыс., Ростове-на- Дону 270 тыс., Воронеже 200 тыс. и т. д. Резко улучшились жилищные условия текстильщиков г. Калинина. До революции на одного рабочего в б. Твери приходилось менее 2½ м2 площади, а теперь рабочий-текстильщик занимает в новых домах 5, 6 м2 и даже больше на каждого члена своей семьи.
Наряду с новым строительством проделана огромная работа по переделке и приведению в благоустроенный вид старых казарм с их общими спальнями и коечно-каморочной системой. В Москве переоборудованы 72 казармы; неузнаваемы стали общежития рабочих фабрики «Пролетаркав Калинине и в других городах.
В итоге столь крупных вложений и большого размаха нового жилищного строительства нам удалось не только значительно улучшить жилищные условия рабочих в старых индустриальных городах, но и обеспечить жильем огромные рабочие кадры в новых городах, возникших в различных частях РСФСР на базе индустриализации,