No 40.
Выходитъ еженед. (52 No въ годъ), съ прилож. 40 кн. Сборника , содерж. соч. Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА, И. А. БУНИНА, А. И. КУПРИНА и М. МЕТЕРЛИНКА, 12 кн. Литерат. и попул.-научн. прил., 1 Генер. карта средн.-европ. и южн. театра воен. дѣйств., 12 NoNo Новѣйшихъ модъ и 12 лист. черт. и выкр. Выданъ 3 октября 1915 г. Подписная цѣна съ дост. и перес. на годъ-8 р., на 1/3 года-4 р., на 1/4 года-2 р. Цѣна этого No-15 к., съ перес.
Перепечатка иллюстрацій и текста воспрещается. (Законъ 20-го марта 1911 г.).
Князь Олегъ Константиновичъ.
Очеркъ Бориса Лазаревскаго.
Быть писателемъ- это моя самая большая мечта, и я увѣренъ, убѣжденъ, что я никогда не потеряю желанія писать
I.
(Изъ дневника князя О. К.).
Гдѣ нѣтъ страданія, тамъ нѣтъ глубокой мысли. А страдаетъ сильнѣе тотъ, кто больше наблюдаетъ и яснѣе видитъ радости и печали другихъ людей.
Такія организаціи не создаются ни воспитаніемъ ни окружающей средой, онѣ, какъ и поэты, родятся. И затѣмъ всю жизнь, несмотря ни на какія условія, рвутся къ свѣту и любви, дающей имъ гораздо больше, чѣмъ реальное знаніе.
И живая масса людей, которая на грѣшной землѣ замѣняетъ гласъ Божій, въ свою очередь, стихійно угадываетъ этихъ духовидцевъ и своихъ печальниковъ и говоритъ:
- Вотъ онъ.
Когда былъ смертельно раненъ князь Олегъ Константиновичъ, почему-то далеко не всѣ повѣрили газетнымъ сообщеніямъ, что онъ раненъ легко.
Такъ оно оказалось и на самомъ дѣлѣ.
Во множествѣ сочувственныхъ телеграммъ, полученныхъ родителями почившаго, почти въ каждой юноша былъ названъ свѣтлымъ .
Вѣдь не сговаривались.
И отозвались люди самыхъ разнообразныхъ общественныхъ положеній. И летѣли эти телеграммы рѣшительно со всѣхъ концовъ Россіи и даже всей Европы. Значитъ, каждому прежде всего хотѣлось поставить именно это слово, а между тѣмъ напечатаны эти телеграммы не были, и многіе совсѣмъ не знали убитаго лично.
Въ строго опредѣленномъ придворномъ этикетѣ этотъ нѣжный, интимный эпитетъ звучитъ рѣдко. А здѣсь и тоска безграничная и сочувствіе великое изъ края въ край перекинулись и прозвенѣли серебрянымъ звономъ именно въ этомъ словѣ.
И еще былъ замѣченъ одинъ фактъ: голоса тѣхъ немногихъ, которые хотѣли видѣть въ смерти юноши Олега простую случайность, раздавались недостаточно увѣренно.
Его смерть вызвала цѣлый рядъ стихотвореній, статей и воспоминаній самыхъ разнообразныхъ авторовъ и въ самыхъ разнообразныхъ органахъ печати, вышедшихъ почти одновременно. И за очень немногими исключеніями вездѣ мы видимъ все тотъ же эпитетъ свѣтлый .
Не такъ давно пишущій эти строки встрѣтился въ одномъ домѣ съ уважаемымъ извѣстнымъ профессоромъ В.
Профессоръ разсказалъ слѣдующее:
- Въ тотъ день, когда было получено извѣстіе, что убитъ князь Олегъ, я шелъ читать лекціи и встрѣтилъ на улицѣ двухъ своихъ слушателей. Они спросили. правда ли, что павшій въ схваткѣ съ пруссаками князь Олегъ любилъ и изучалъ Пушкина, окончилъ курсъ юридическихъ наукъ и писалъ самъ... Я сказалъ, что правда.
Затѣмъ уже въ университетѣ студенты рѣшили почтить память почившаго вставаніемъ, и вся аудиторія поднялась, какъ одинъ человѣкъ.
Ни тѣ, которые посылали телеграммы, ни тѣ, кто глядѣлъ на лицо почившаго, ни писатели, ни поэты, ни студенты-не ошиблись.
Среди группы людей образованныхъ, понявшихъ и узнавшихъ подробнѣе жизнь почившаго князя Олега, возникла мысль издать книгу, въ которой были бы собраны отрывки изъ дневниковъ и нѣкоторыя произведенія Августѣйшаго писателя.
нашей
20 к.
Матеріалъ оказался въ высшей степени интереснымъ и въ литературно-художественномъ отношеніи и какъ отраженіе постепеннаго развитія человѣческой души, поставленной въ не совсѣмъ обычныя условія.
Шагъ за шагомъ виденъ ростъ мысли и развитіе критическаго взгляда къ своимъ дѣйствіямъ.
Не только для широкой публики, но и для педагоговъ произведенія князя Олега представляютъ цѣнный матеріалъ. Книга эта вышла 29-го сентября,-въ годовщину смерти автора.
II.
Собственныя слова князя Олега, поставленныя эпиграфомъ передъ началомъ этой статьи, яснѣе и опредѣленнѣе всего говорятъ, къ чему онъ стремился.
Его Высочество Князь Олегъ Константиновичъ.
Къ годовщинѣ геройской кончины 29-го сентября 1914 г.