НОВЫЙ
ЗРИТЕЛЬ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ EЖEНEДЕЛЬНИК № 11
17 марта 1925 г.
Редакция: Редколлегия
Московского Театрального Из-ва
МОНО
Адрес редакции и конторы: Неглинный пр., д. 9. 3-й этаж. Тел. 5-78-84. КАК ВСЕГДА
ОПОЗДАНИЕ.
Советскому театру опять — в который раз! — предстоит остаться с носом. Теперь уже очень всерьез.
Кино, это самое организованное и индустриализованное из искусств, предпринимает и уже начало серьезный поход на деревню.
Организация Совкино, реформа прокатного дела в СССР, закупка и производство кино-передвижек, целый ряд мер в партийном и советском порядке направляют всю энергию нашей кинопромышленности на деревенский фронт.
Насколько плотно должно кино в ближайшее время проникнуть в село, можно судить по планам кинофикации деревни, хотя бы областной организации Севзапкино.
Ленинградский губернский „киноплацдармˮ исчисляется им так: один уезд = 4 районам = 24 кино-пунктам = 96 кино-дням в месяц.
Восемь уездов = 768 кино дням в месяц = 9216 кино дням в год. Для Ленинградской губернии Севзапкино обзаводится 64 комплектами передвижных аппаратов!
К этим планам можно было бы относиться скептически... если бы сейчас был 1919 год. Но в наши дни культурные планы движутся не только одними благими намерениями, но и коммерческим расчетом наших хозяйственников. А это, как оказывается, импульс более существенный. Советской кино-промышленности и прокату нужны широкие рынки. На Запад пока рассчитывать не приходится — и вот вся надежда на крестьянскую деревушку. Этот простой расчет заставляет теперь наших кинохозяйственников весьма внимательно относиться к просветительным планам Наркомпроса и ЦК, принимать все за
висящие от них меры. Мы верим в кинофикацию деревни. Это, несомненно, одно из вполне обеспеченных культурных завоеваний Советской власти на ближайший период.
Другая энергичная атака на сельский быт начата работниками радио. Это движение развивается у нас почти стихийно. Начавшись с кружковой работы любителей, приобретя широкий общественный размах, советское радио завоевало себе внимание и государства, получив от которого существенную поддержку, оно во всеоружии наступает на деревню. При стандартизации производства радио приборов и не весьма значительных затратах лозунг „радио в каждой избе-читальнеˮ может быть осуществлен в самые ближайшие годы.
Кино и радио овладевает деревней. Что скажет перед лицом этого огромного явления наш советский театр?
Уступает ли он свое место, свою миссию перед советским крестьянством безропотно, предоставляя селу наслаждаться „Его призывомˮ в кино и „Снегурочкой по радио-телефону, сам
„закрепляется на старых позицияхˮ столичных и губернских подмостков, чтобы в ближайшее время стушеваться, уйти в тень вместе с тенью Гамлета?
Если нашему театру, уныло размышляющему на эстетическом распутьи, — не до тех культурных задач в деревне, которые поставили перед собой партия и советская власть, — может быть его толкнут к этому интересы кармана?! Разве растущая актерская безработица, все больше осложняемая слабеющей посещаемостью театров в городах, — не диктует формирования большего количества передвижных трупп для села?
ГОСКИНОТЕАТРЫ
Репертуар — смотри последнюю стр. программ.