ТЕАТР БЫТА
Самодеятельный театр чуждается старых театральных форм. Инсценировка, вместе с новым содержанием выдвинула и новые театральные приемы: хоровое начало и «маски» заменившие старые театральные роли (амплуа). «Маски» — рабочего, буржуя, соглашателя, генерала и т. д. — на них строятся клубные инсценировки, приуроченные к различным политическим событиям и датам «красного календаря».
Чем-же отличаются «маски» от персонажей старого театра: всех этих комиков, трагиков, любовников, инженю и т. д.? Разница между ними есть — и очень существенная. Действующие лица буржуазного театра выражают психологию отдельных личностей и всецело вытекают из тех индивидуалистических настроений, которые свойственны буржуазии; «маски»» — отражают в себе идеологию класса, интересы которого представляет то или иное действующее лицо инсценировки. В этом — основное различие и это-же приводит нас к некоторым размышлениям по поводу отражения быта в самодеятельном театре.
У многих встает вопрос: в рабочих клубах инсценировки заменяет „живая газетаˮ, которая только частично пользуется приемами самодеятельного театра, а в остальном— вливает „новое вино в старые мехаˮ, укладывая новое сод ржание в старые натуралистические формы.
Натурализм!.. Помилуйте, — ведь это основной прием буржуазного театра. Фотографирование действительности неизбежно связано с психологическим театром... Не является ли это угрозой для тех ростков самодеятельности, на которые многие культработники смотрели, как на начало будущего театра, рожденного культурой пролетариата?!
Я полагаю, что этого опасаться не следует. Адриан Пиотровский, писавший недавно в одной из своих статей — об отличительных чертах нового натурализма, не указал на самое главное, что в красном театре натурализм совершенно Чужд психологизму. Особенно ярко сказывается это в «Живой газете». Что мы здесь видели?
«Живая газета», при отображении быта, подчас фотографирующая действительность, ни на одну секунду не ставит своей задачей выявить театрально психологию отдельных лиц. «Живая газета» не имеет старых амплуа. И также, как инсценировка — пользуется «масками».
«Маски» быта наметились вполне определенно. Также, как и в инсценировках, — они являются выразителями классовой идеологии. Бытовые типы в «Живой газете» делятся на два лагеря, защищающие интересы того или другого класса; «маски» нового быта (пролетариат) и «маски», тяготеющие к буржуазии, с ее мещанской идеологией (пьяница, «спец» несознательный завкомец и т. п. )
В бытовых сценках «живой газеты» — здоровое общественное начало. Не нужно бояться «страшных» слов: «натурализм», «реализм» и пр.
Перевариваясь в пролетарском котле, «натурализм» утратит свое былое значение. Несмотря на пользование натуралистическими приемами, самодеятельный театр быта сохраняет свое лицо, являясь проводником классовой идеологии, а не настроений и переживаний обывателя-мещанина.
Б. ФИЛИППОВ
стихийная тяга
В ротах молодых моряков Балтийск. Флотск. Экипажа стихийно, без всякого нажима с верха, рождаются ротные кружки. Например, к дню спайки с шефом, 2-я рота приготовила инсценировку «Комсомолец во флоте», которая прошла очень удачно в Центральном клубе. Члены этих кружков никогда не занимались ни в каких студиях и не имеют понятия о сценическом искусстве. Но благодаря бытовому содержанию инсценировки, ярко отражающей обыденную краснофлотскую жизнь, моряки исполнили ее великолепно.
В этих «стихийных кружках» и «стихийные» руководители рождаются при первой необходимости. Более развитый товарищ берет на себя эту миссию и постановка «печется» Часто это прекрасное начинание самодеятельности проваливается из за неумения, и кружки разваливаются до новой необходимости.
«Красный театр» часто берет для массовых сцен по взводу военморов для исполнения «должностных ро ей», но было бы еще лучше, если бы моряков брали и для других массовых сцен, что давало бы известный навык к сцене. Видя игру артистов, они наглядно усваивали бы то, чего нет в «стихийных кружках». Это было бы и спайка и учеба.
Военмор КАРЕВ
Центральн.
клуб
Откомхоза „Обывательˮ — маска инсценировки
Клуб трам. парка им. Блохина „Провокатор Бауэрˮ — раб. трам.
парка т. Степанов
Клуб трампарка им. Блохина ˮТюремн. надзирательˮ т. Дзень.