Л. БАКСТ
Л. Бакст — один из выдающихся художников «золотого века «группы «Мир искусства» — был по преимуществу живописцем театра. «Я не верю в будущность станковой живописи картин, картинок на стене, в гостиных, и даже в музеях», — писал Бакст, только вступая в полосу зрелого творчества; его привлекает, главным образом, живопись декоративная для стен и театральная декорация с их огромными поверхностями. Для своих живописных образов Бакст пользуется картинами древней Греции, Египта и яркого востока; при этом Бакст обнаруживает свой самостоятельный подход в претворении прошлого. В то время, как, например, Александр Бенуа стремится постичь дух эпохи — Бакст ощущает и выявляет в каждой эпохе только краски, усиливая и заостряя их до красочных оргий. Использовав источники, как точку отправления собственного творчества, он вопроизводит не быт, а дает красочное великолепие, отчего самое сценическое. действие кажется иногда излишним.
Первые театральные работы Бакста (1901 г. Александринск. т. ) — декорации к трагедиям Софокла — относятся ко времени его увлечения древней Грецией: трудно себе представить более проникнутого стилем воспроизводимой эпохи художника, чем оказался Бакст в этой работе. Через сравнительно значительный период времени (1909 г. ) следуют декорации Бакста к «Саломее» Уайльда, которые осуществлялись в Петербурге одновременно с подробной же работой к «Саломее» художника Колмакова. В то время, как Колмаков обращает главное внимание на затейливость, Бакст в своих декорациях обнаружил, прежде всего, богатую красочность и чувство древне-иудейского мира. Любопытно, что царское правительство усмотрело в постановке «Саломеипокушение на оскорбление религиозных чувств, и в последнюю минуту оба спектакля были, несмотря на огромные затраты, категорически вопрещены.
Этот и следующий 1910 год, были отмечены свирепой и бессмысленной реакцией, когда в России трудно было творить даже театральному художнику. Бакст вынужден перенести свою деятельность заграницу, в Париж, где осуществляется ряд его выдающихся постановок: «Клеопатра», «Шехерезада», «Нарцисс». «Карнавал», «Фея кукол» и др. Во всех этих декорациях Бакст обнаруживает исключительное мастерство и красочность; для него всякая действительность это — прежде всего, красочная гамма, которая скорее звучит, нежели изображает. Вот почему декорации Бакста более всего уместны в балете или опере. Зато во всей истории театрального костюма вряд ли можно встретить эскизы, отмеченные таким мастерством, каким отличается большинство соотвествующих работ Бакста. Очень ценно, что в формах костюма Бакст всегда предвосхищал их вид в сценическом движении и освещении, а цвет — в красочном сочетании на фоне декораций.
Вынужденный в условиях царского режима перенести свою деятельность заграницу, Л. Бакст, став одним из крупнейших европейских художников, всегда оставался неизменным члены группы художников «Мир искусств».
д. Чужой
С именем Бакста неразрывно связана эпоха необычайного расцвета русской декоративней живописи.
Нежная романтика Шумана, нашедшая прекрасное оформление в хореграфической композиции Фокина, с еще большей яркостью заблистала в оправе замечательной декорации Бакста к балету «Карнавал». Не менее замечательно, но в другом плане, его декоративное оформление «Феи Кукол».
Несомненно, что предчувствие романтизма, определенно звучавшее во французской живописи конца XVIII-го столетия, наложило свой отпечаток на творчество Бакста. В связи с этим можно назвать одно из лучших произведений вообще всей европейской живописи за последние 10-15 лет декорация Бакста для «Дафниса и Хлои».
Покойный художник не имел себе соперников в области театрального костюма. В этом, пожалуй, самая важная сторона роли, сыгранной Бакстом в истории театра. Создавая сказочнофантастические костюмы, он придавал им максимальную сценическую живописность, необычайно ярко выявляя динамику жеста актера и стильность его облика. г. СТЕБНИЦКИЙ.
Леон Бакст