НА ПУТЯХ РАБОЧЕГО ТЕАТРА
БЛИЖЕ К ТЕАТРУ
В рабочем государстве — все для рабочего.
Надо отметить, что рабочий, отставший во всем в прошлом, сейчас усиленно спешит восполнить свои пробелы учением. Он ищет ответа на сверлящие его вопросы в книгах. Но в отношении вопроса о театре рабочий упирается в тупик. Нет рабочей театральной литературы.
Поищите в магазинах и библиотеках — найдете массу книг на превосходной альбомной бумаге, шикарно и богато изданных, но они недоступны рабочему ни по языку, ни, подчас, по идеологии, проводящейся в них, ни по цене. И рабочий, интересующийся театром, довольствуется скудными сведениями из газет и журналов.
Надо создать рабочую театральную литературу, из которой широкие массы в простых и ясных словах могли бы почерпнуть сведения по истории, значению и течениям современного театра.
Рабкор А. КЛИМОВ
КРАСНЫЙ ТЕАТР — НАШ ТЕАТР
Мне пришлось побывать в Красном театре на ˮДжон Ридеˮ и увидеть интересное явление. Когда на экране появился силуэт т. Ленина и артисты закричали ура, зал раскатился громовым эхом. Все военморы и красноармейцы, как во команде, кричали: „ура“ своему вождю. Часто, во время действия, буря аплодисментов останавливала игру артистов.
В антракте ко мне подошли ребята с кораблей и стали восхищаться Красным театром. „Вот это наш театр — говорили они — прямо с зала хоть в бой идиˮ: это нам и ценно. Если моряк после двух действий приходит в восторг, если от игры артиста, и огненности революционной пьесы моряки и красноармейцы кричат „ураˮ, забывая, что это только игра на сцене, то это значит: Красный театр — действительно отвечает запросам моряков и красноармейцев и дает тот революционный огонь, которого не давали им другие театры.
Красный театр должен занять первое место в рабочей и краснофлотско-армейской среде. Красный театр — наш театр, и ему должны идти все навстречу, чтобы огонь его охватил и Кронштадт, весь Ленинградский гарнизон с Ленингранморбазой и всю рабочую, Ленинградскую массу.
Военмор ВИКАР
АГИТ-ТЕАТР
Сложную задачу предстояло разрешить организаторам и исполнителям агит-театра, при постановке „Морозовской стачкиˮ.
Как первый опыт театрализации истории профессионального движения, истории классовой борьбы, эта постановка вызывает исключительное внимание и требует осторожного подхода.
Три момента обуславливали правильное разрешение этой задачи: хорошая пьеса, или инсцени
ровка, соответсвующий коллектив актеров и правильное театральное оформление.
По первому: пьеса, или как ее назвали инсценированная лекция, при верных исторических данных и правильной идеологии, не дала силы и напряжения борьбы одного из крупнейших этапов в истории борьбы рабочего класса.
По второму: посколько главным действующим лицом в пьесе является масса, то и актеровисполнителей надо брать в их массовом действии. И здесь надо сказать, что массовые сцены были слабы, недостаточно динамичны и некоторые места, как, например, пересыльный пункт, воздействовали на публику обратно замыслу автора и режиссера — а ведь Красный Театр показал и доказал, что массовые сцены могут быть интересны, убедительны и доходить до зрителя.
Из отдельных Исполнителей все-же нужно отметить тов. Барбетти, который дал не плохой образ рабочего-революционера, Волкова. Организатор-же стачки, Петр Моисеенок, в исполнении т. Лаврова, совеем выпал из плана пьесы, так как неудачный грим под „студентаˮ дал неверное идеологическое преломление рабочего — борца.
В третьих: форма, наиболее приемлемая для восприятия рабочего зрителя — реализм с небольшим налетом гротеска, в отношении проклятой памяти „героевˮ прошлого — не достигла своей цели, только благодаря тому, что режиссура или недооценила актеров или не сумела их использовать в достаточной мере.
Но все-же эти недостатки не уничтожают большой полезности проделанной театром работы. Агит-театр несомненно явится большим подспорьем в политико-просветительной работе союзов, даст в доступной, легко воспринимаемой форме, популяризацию профессионального движения и отдельных этапов классовой борьбы и будет желанным гостем в рабочих районах и клубах.
А. ДОВЖИКОВА Рабфаки в Госнардоме
2 февраля в Госнардоме было отпраздновано пятилетие ленинградских рабфаков. После торжественного заседания состоялось большое концертное отделение в исполнении самих рабфаковцев.
Остроумная инсценировка рабфаковца Бабина «Так родился рабфак» была преподнесена зрителю в таком виде, что в ней совсем не чувствовалось не только режиссерской руки, но заметна была даже небрежность, благодаря которой пропадало много остроумных мест. Инсценировка изображает время основания рабфака, стремление рабочих к знаниям, несмотря на голодовку и холод, а также, презрительное отношение «белоподкладочников» к рабочей «шпане», — и борьбу с вечными срывами общестуденческих сходок. в. троицкий