Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
новый ЗРИТЕЛЬ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКмоно РЕДАКЦИЯ:
РЕДКОЛЛЕГИЯ MОCK. TEATP. ИЗД.
№ 48 (99)Москва, Кузнецкий Мост, 1/9. Телефон 5-78-84№ 48 (99)
1 декабря2-й год издания1925 г.
ДЕРЕВНЯ НА СЦЕНЕ
(„УЖОВКАˮ В ТЕАТРЕ РЕВОЛЮЦИИ)
Современная деревня — один из самых жгучих, самых волнующих вопросов не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Это не просто злободневная тема, стоящая в очередном порядке и ждущая быстрого и окончательного разрешения.
Разлом современной деревни проходит в сложном и длительном процессе. Крестьянская проблема еще на многие годы будет приковывать к себе напряженный интерес, обостренное внимание широких общественных кругов.
И перед советским театром стоит трудная, но общественно-необходимая задача: в живых образах, в наглядном изложении событий обнажить перед широким зрителем проблему деревни в ее жизненной убедительности, разъяснить характер и смысл процесса, идущего в современном крестьянстве. Театр, могущий не только рассказать, но и показать, должен притти на помощь нашей партийной и советской печати.
Нет никакого сомнения, что на ближайшие годы тема деревни все настойчивее, все упорнее будет звучать со сцены передового театра, идущего в ногу с нашим строительством.
Один из первых и удачных шагов по этому пути сделал театр Революции постановкой пьесы М. Шимкевича. „УЖОВКАˮ.
Не все в самой пьесе и в ее сценическом разрешении может быть признано удачным. „УЖОВКАˮ это не совсем доподлинное лицо советской деревни, это скорее ее вчерашний день. Ибо не так уж мрачна крестьянская действительность, как ее рисует „Ужонкаˮ. Есть ряд недочетов в спектакле и в драма
тургической обработке бытового материала. Кое-какие недостатки вызваны и объективными условиями: трудностями самой темы, бытовой ее сложностью.
Но в целом и в главном — спектакль нужный, острый и волнующий простотой и драматизмом рассказа о событиях в советской деревне Ужовке — одной из многих деревень нашего Союза.
История о селькоре, бьющимся среди крестьянской бедноты, кулачьего бесправия за советскую государственность, за партийные директивы, за новую советскую жизнь для крестьянской массы. Рассказ о том, как впервые стала организовываться в Ужовке бедняцкая и середняцкая власть, как лицом к лицу столкнулся крестьянский сход с кулачьем и захватчиками и как убитый селькор Доронин своей смертью закрепил пробуждение к сознательной жизни своих односельчан. Эта повесть наших дней, хорошо знакомая по многочисленным статьям и заметкам, вырастает на сцене в неожиданных, значительных и трогательных образах.
Автору удалось захватить широкие масштабы в жизни современной деревни. В отдельных картинах показана и работа сельсовета под властью кулака и развивающаяся работа Кресткома, руководимого селькором, деревенский комсомол, посиделки с пением частушек, столкновение крестьян на религиозной почве и т. д.
Удачно найден язык, пьесы: простой, выразительный, неперегруженный деревенскими „словечкамиˮ.
Из действующих лиц более удались автору старик Зубакин, Доронин, милиционер и