Между тем в области практики дело обстоит гораздо хуже, чем по части деклараций и обещаний «работать по диалектическому методу».
Налицо существеннейшие разногласия в понимании характера и существа диалектического материализма, как творческого метода.
Налицо обостренные бои между сторонниками и приверженцами диалектического материализма, по вопросам методологии, стиля, жанра, системы, работы над образом.
Но если в литературе эти бои захватили самые широкие слои рабочих литературных кружков, которые ставят и обсуждают проблемы творческого метода на конкретных вещах, как, окажем, «Выстрел» или «Высоты» или «Рождение героя» — то в театре бои происходят лишь в верхушечных слоях драматургии, режиссуры, театральной критики.
Основная масса работников театра не -вовлечена в разработку творческих проблем. И это губительно отражается на качестве такой разработки, поскольку она, зачастую, представляет плод произвольных абстракций, а не результат практической работы.
Это отставание теории от практической жизни, этот разрыв между дискуссирующей верхушкой и только еще начинающей раскачиваться массой актеров, режиссеров, художников — должен быть преодолен наступающим сезоном.
«Советский театр», открывая сегодняшним номером широкую дискуссию о творческом методе театра — рассчитывает на участие в дискуссии в первую голову самих работников театра — драматургов, актеров, режиссеров, художников, марксистских театроведов и критиков.
Дискуссия должна помочь в разрешении ряда основных вопросов работы над образом, создания спектакля, системы актерского творчества и режиссерской работы.
Особо остро стоит проблема использования театрального наследства. Это наследство чрезвычайно богато и содержательно, но до сих пор дальше общих разговоров о необходимости его критического использования — дело не шло.
Что именно — взять, что отринуть, как использовать — вот на что необходимо обратить особое внимание.
Неогульное скептическое отрицание, а отрицание как момент связи — это указание Ленина должно быть необходимо учтено в ходе дискуссии, которая разумеется, не может претендовать на исчерпывающую полноту разрешения спорных вопросов, но которая может и должна приблизить работников искусства к участию в практической разработке творческих проблем в свете диалектического материализма, и тем самым способствовать созданию искусства, достойного великой эпохи.
К 13-Й ГОДОВЩИНЕ ТЕАТР
ОКТЯБРЯ
Близится 13 годовщина Октября. В нынешнем году празднование Октябрьской годовщины будет происходить в условиях дальнейшего наступательного движения на всех участках социалистического строительства. Вступая в третий год пятилетки, мы фактически совершили тот «великий перелом» который приближает нас к построению социалистического общества в нашей стране. Каждый новый хозяйственный год ставит перед нами ряд новых задач, требующих еще большего усиления темпов, не только в области промышленности, но и на культурном участке.
За последний год на театральном фронте имеется ряд заметных достижений. Эти достижения измеряются не только отдельными удачными постановками центральных театров, но тем общим сдвигом в театральном производстве, который особенно заметен в так называемой провинции. Не говоря уже о столичных городах союзных га национальных республик, все крупные областные, краевые и ряд окружных центров, настолько шагнули вперед в театральном строительстве, что очень часто в темпе своего развития обгоняют крупные столичные театры Москвы и Ленинграда. Полный переход на новый советский репертуар, охват организованного зрителя, общественная работа внутри театра, — все это способствовало изменению всего облика театра и сделала его одним из элементов воспитания широких трудящихся масс. За последний год театр более решительно чем в прежние годы включился в политическую жизнь страны, агитируя за реконструкцию промышленности и сельского хозяйства, откликаясь на важнейшие хозяйственно-политические кампании.
Вслед за пьесами на темы индустриализации, на сцене появляются произведения, трактующие вопросы коренного переустройства сельского хозяйства, вопросы коллективизации и классовой борьбы в деревне. Эти пьесы появились не только в городских театрах, но брошены были непосредственно в деревню, путем посылки специальных художественных бригад и организации сети деревен