ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА
ВСЯ СТРАНА от мала до велика обсуждает великую хартию советского народа — проект сталинской Конституции. Нельзя без глубокого волнения и гордости за свою страну, за свою родину, за свою партию читать эту декларацию нрав и обязанностей гражданина СССР, страны социализма. Исторический документ французской революции — декларация прав человека и гражданина — бледнеет перед простыми, ясными, предельно мудрыми и величественными словами сталинской Конституции. Она записывает, эта Конституция, и закрепляет то, что завоевано в бесчисленных боях за социализм, за бесклассовое общество, за коммунизм. Она является целью мечтаний и борьбы трудящихся и угнетенных всего мира. Все разделы и пункты нашей Конституции подкреплены и обеспечены окончательной и бесповоротной победой социализма. Сталинская Конституция знаменует собой высший тип демократии — советскую пролетарскую демократию, которая действительно обеспечивает, под руководством рабочего класса, право на труд, на отдых, на науку, на радостную счастливую жизнь. Самый факт народного обсуждения проекта Конституции — факт небывалый в истории человечества, факт возможный только в стране победившего социализма.
Вместе со всем народом в обсуждении Конституции принимают деятельное, активное участие также и советские художники. Их чувства, их мысли неотделимы от мыслей и чувств всех трудящихся, ибо они повседневно творят дело трудящихся.
«Мы, люди искусства, — пишет Б. В. Иогансон, — счастливы, что живем в такое время, когда наши чувства и мысли сливаются с чувствами и мыслями великого народа, партии, ее гениального вождя».
«Сталинская Конституция гарантирует, — пишет В. И. Качалов, — предельный расцвет творческой личности и свободное развитие индивидуальности в полной гармонии с развитием и ростом всей страны. Слава великому автору великой Конституции тов. Сталину, — вождю обновляющегося человечества».
Советские художники, мастера всех видов искусств, граждане СССР выражают свои чувства и ощущения, свою глубокую взволнованность так, как могут выразить граждане первой и единственной в мире страны социализма. Но для художников проект Конституции — это еще и источник неисчерпаемого творческого вдохновения. Это понимают, об этом также говорят в своих многочисленных высказываниях мастера искусств. Они совершенно правильно делают из Конституции прямые выводы для искусства, которое украшает, наполняет радостью и красками жизнь счастливой нашей родины, родины всего обновленного человечества. Понятное чувство всех художников, современников гениальной сталинской Конституции, лучше всех выразил А. Д. Попов:
«Должен сказать, — пишет он, — что, гордясь сознанием своих прав советского гражданина, я испытываю и чувство обиды за то, что моя работа, мое искусство, искусство советского театра, ниже тех величайших дел, которые творит наш народ под руководством коммунистической партии. Когда я читаю Конституцию, я вижу, как плохо еще нашими драматургами осмысливается жизнь и люди, как несовершенно все мы владеем нашим мастерством, как много нам нужно сделать, чтобы советская драматургия, театр, живопись, музыка были достойны нашей эпохи — эпохи сталинской Конституции».
Так будем же бороться за искусство, достойное эпохи сталинской Конституции.