Слушайте,
товарищи потомки, агитатора,
горлана — главаря! Заглуша
поэзии потоки, Я шагну
через лирические томики, как живой,
с живыми говоря. Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как в песенно-осененный провитязь. Мой стих
трудом
громаду лет прорвет и явится
весомо,
грубо,
зримо, как в наши дни
вошел водопровод, сработанный
еще рабами Рима, В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая, вы
с уважением
ощупывайте их как старое,
но грозное оружие. В. Маяковский ( Во весь голос )
Плакат работы В. Майковского
Совкино — монополист, и он будет и дальше все монополистом, и если Совким о не будет допускать художественного эксперимента, —- дело захиреет. Указывают на Эйзенштейна, на Шуб. Нечего и говорить, что эти режиссеры — наша кинематографическая гордость, но они помимо Совкино стали такими. «Броненосец Потемкин» по первому просмотру пускали только на второй экран, и только после того, как его раструбила заграничная пресса, он пошел на первом экране».
Маяковский призывал пересмотреть тогдашние организационные формы кинопроизводства и проката:
«Здесь дело в неправильности построения организации», — говорил он. — «Здесь мы видели финансовую организацию, административный аппарат, которые давят на все остальное и. не имея товара, начинают торговать. А товара нет и не будет, потому что вопрос кинематографической культуры так не решается...»
Указав затем на то, что Совкино «свою энергию тратило в области кинематографа по линии захватывающих пьес с красивыми барышнями, вместо некрасивой современной хроники», Маяковский под аплодисменты собравшихся на диспуте воскликнул:
«Товарищи, административно-финансовый аппарат сидит на всей культурной работе Совкино. Без подготовки квалифицированных работников, молодого кадра, без понимания того, чем является кинематографическая
культура, мы не сдвинем с места вопросы кинематографии».
В том же выступлении Маяковский остановился на состоянии кинопроката того времени и высказал несколько горьких истин:
«Массы, которые платят за кинематографические штучки, — не верхний слой нэпа или более или менее зажиточные слои, а многодесятимиллионная масса тех же текстильщиков, вузовцев, которые платят по гривеннику, и создаются миллионы. И сколько бы вы ни пытались, сколько ни старались, сколько бы дохода от публики, потрафляя вкусам, ни получили, — вы делаете скверное и гнусное дело. Правильность ваших положений опровергает постановка революционных фильм, как «Броненосец Потемкин», которые оправдывают себя коммерчески».
***
Кинодельцы того времени, так невзлюбившие Маяковского, старались всеми способами избавиться и от него, и от его сценариев, от его критики и разоблачений.
Но энергия, потраченная Маяковским в борьбе за строительство советской кинематографии, даром не пропала.. Лучший талантливейший поэт нашей эпохи Маяковский сыграл положительную роль и в истории трудной поры становления нашей кинематографии.