За доброкачественный материал
Сегодня национальная народная песня принимает иной характер. На смену старой «грустирусской приходят новые, бодрые, здоровые темы.
Собиранию этих новых песен, наряду о собиранием старой этнографии, ГИМН уделяет большое внимание в своей работе. Ежегодно для записи песен отправляются экспедиции специалистов-этнографов. Запись песен производится на фонографические валики, которые расшифровывают бюро расшифровки. Когда песня окончательно записана, ГИМН популяризирует ее через печать и в репертуаре отдельных этнографических эстрадных номеров.
На эстраде есть достаточное количество доброкачественного этнографического материала. Квартет домбристов Любимова, хор им. Пятницкого, певицы Третьякова, Ковалева и другие ведут большую и интересную работу по пропаганде народного творчества в широких массах.
Необходимо сказать, что несмотря на достаточное внимание, уделяемое этнографии, на эстраде все же, к сожалению, распространены вещи сомнительного художественного и этнографического достоинства.
Директор ГИМН профессор ГАРБУЗОВ. Религиозной песни нам не
надо
Большую часть жизни я прожил на Северном Кавказе. Этот край особенно богат песнями. Но до последнего времени там поются старые песни, насыщенные религиозной идеологией, святошеским фанатизмом. Песни тесно сплелись с бытом. Свадьбу, рождение, похороны, вечеринку сопровождают специальные песни. В большом ходу на Сев. Кавказе песни «Бузджгет» — песни разухабистого молодечества.
Выносить на эстраду и знакомить массового зрителя с песнями Сев. Кавказа не следовало бы. Если даже они и представляют собой определенную этнографическую ценность, то религиозные настроения и безудержанное молодечество, — не к лицу нашей советский эпохе. На эстраде эти песни не принесут пользы.
Эстрадные исполнители песен нацменьшинств, которых мне приходилось слушать в концертах и на клубных вечерах, сильно искажают тексты и характер песен. Правда, и сама песня нацменьшинств за последнее время подверглась большим изменениям. Специфически эстрадная «культурапроникла в песню нацменьшинств. Существует ряд туркменских и татарских песен, по содержанию и мотиву очень близки к «кирпичикам» и другим эстрадным песенкам новейшей формации.
В больших городах подлинно национальная песня — редкость. При нашем университете существует несколько самодеятельных кружков, где представители ряда национальностей в часы отдыха развлекаются пением родных песен.
Студент 2-го курса Комуниверситета Трудящихся Востока — АБДУЛАЕВ (туркмен).
Изгнать из песен национальный антагонизм
Издавна между Арменией и Грузией вследствии экономической, аграрной и национальной политики царского правительства существовала исконняя вражда. Армянин в каждом грузине видел своего врага.
В народном эпосе, в темпераментных песнях армян и грузин (представляющих собой значительную этнографическую и художественную ценность) зачастую проскальзывают нотки этой национальной вражды.
Сегодня еще мало новых народных песен. Старые прочно осели в быту и их поют, не вникая в их смысл и содержание. И сегодня, не только в народном творчестве, но зачастую и с эстрады, культивируется недопустимая шовинистическая идеология, пропаганда национальной вражды.
Песни, сеющие национальную рознь, нужно беспощадно изгнать из народного быта и с эстрады, независимо от их художественных достоинств.
Те немногие универсальные исполнители национальных песен, которых приходилось слышать в клубах и на концертах, невероятно искажают и коверкают подлинно-национальную песню. Это и понятно. Исполнением национальных песен занимаются лица, не знающие языка и фольклора, никогда не слышавшие подлинного народного напева.
С ценнейшими образцами народного песенного творчества, в которых нашло место отражение революционной борьбы угнетения нацменьшинств и т. д. широкие массы ознакомить необходимо. Но нужно внимательно просмотреть за качеством исполнения и тематикой песни.
Студент Комуниверситета Трудящихся Востока ГУЛИАШВИЛИ (грузин).
«Кавказский
танец».