НА ПРОВЕРКЕ БЕЗРАБОТНЫХ
В четыре затихает гул в посредрабисовских залах, заканчиваются скандалы, пустеют канцелярские столы. Только внизу, где в большом зале учетного отдела до позднего вечера горят огни, там суетятся и волнуются люди.
В зале учетного отдела идет проверка безработных актеров.
Годы революции и нэпа сформировали особый тип «работника искусства». Оставшиеся за бортом бывшие князья и бароны, владельцы крупных предприятий и домов, и даже попы старались спрятаться за вывеской — искусства. Дворянские дочки, кисейные барышни в период НЭП’а развлекали новую буржуазию в кабаках. Французские шансонетки, когда-то разучиваемые для домашних вечеринок, пошли впрок. Дьяконы, священ
ники и дьячки для домкома, для «социальной физиономии» совмещали свою работу в церквах с работой в разных хорах и ансамблях.
Актерская биржа до последнего времени была сильно засорена чуждым элементом. В Посредрабисе «бывшие» свили себе не одно теплое гнездышко.
Состав безработных, зарегистрированных на актерской бирже, нуждался в коренной чистке. Об этом свидетельствуют красноречивые цифры. Из 3. 777 человек, вызванных проверочной комиссией, на проверку явилось всего 2. 810 человек. 25 процентов общего количества просто не явилось, заранее предугадывая результаты чистки.
В просторном зале за четырьмя столами работает комиссия, созданная из представителей Наркомтруда, союза и общественных организаций. Комиссия пропускает ежедневно 150—200 человек. Проверка проходит в здоровой деловой обстановке.
Ряд коротких вопросов. «Что делали до революции? На какие доходы живете сейчас? Количество членов семьи? ».. В процессе работы выясняются любопытные факты. Эстрадница А. Н. в течение трех лет числилась безработной, получала пособие. Проверком узнает, что муж этой эстрадницы — крупный научный работник, получающий 400 рублей в месяц.
Перед столом комиссии бывший герой скандального процесса ресторана «Бар» — Ирин. Никакой производственной ценности Ирин собой не представляет. За спиной у него много темных похождений в ресторанах, приставаний к артистам, сводничество. Комиссия, принимая во внимание прошлую деятельность и недостаточную квалификацию, социальную отчужденность, решает изолировать Ирина от работников советской эстрады. Проходят артисты, деятельность которых разделялась на работу в клубах и торговлю на черной бирже и рынке.
Проходит целая галлерея типов «бывших»: земские начальники, попы, торговцы, князья, дворяне, лишенцы нашли гостеприимный приют в рабисовских стенах.
В Посредрабисе ни для кого ни секрет, что среди безработных зарегистрированы такие крупные «бывшие», как князь Андронников, графиня Ланская, две дочери князя Голицына. Об этом говорят открыто. Относятся к этому, как к явлению вполне нормальному.
Из-за недостаточной бдительности контроля все эти титулованные «артисты» получали пенсии, пособие... по безработице, по болезни и т. д.
К сегодняшнему дню прошло 2. 810 человек, — из них совершенно снято 174. По материальной нуждаемости отнесено к первой категории 700 человек, ко второй 447 и к третьей 1. 217. Председатель комиссии тов. Запоржин рассказывает, что комиссии приходится работать в очень тяжелых условиях. Большого труда стоит выявлять истинную физиономию проходящих чистку.
Проверка подходит к концу. К декабрю практическая работа должна будет закончиться. Будут подытожены выводы и выработаны окончательные списки.
Актерская биржа будет очищена от чуждых
элементов.
Костюм спорт-танцовщицы для Московского госцирка (Худ. Рогачов, постановка Цаплина, сопостановщик
Жанто)