Киевской губернии, где стоял под его командой Вятский пехотный полк.
Чтобы возместить недостаток важного обвинения в непосредственном участии в мятеже, Сперанский, составляя обвини
тельный акт, постарался оттенить сугубую виновность Пестеля по другим пунктам обвинения. Он утверждал, что Пестель не только «умышлял на истребление императорской фамилии», но и «с хладнокровием исчислял всех ее членов, на жертву обреченных». Он утверждал далее, сознательно допуская преувеличение, что Пестель управлял Южным Тайным Обществом «с неограниченною властию».
Другой обвинитель Пестеля, секретарь следственного комитета, Боровков, правильно говоря, что он «беспрерывно и рев
ностно действовал в видах Общества с самого вступления в оное», что он «господствовал над сочленами своими, обворожал их обширными познаниями и увлекал силою слова к пре

ступным намерениям», вместе с тем, преувеличивая значение

Пестеля в Обществе, утверждал, что он «самовластно управлял Южным Обществом» и что он «был главою Общества и первейшею пружиною всех его действий».
Формально Пестель был никак не более виновным, чем другие виднейшие декабристы. Но по существу дела ему, конечно, принадлежало среди них первое место. Он был первым из них по силе дарований и по силе влияния. Если он не принимал непосредственного участия в мятеже, то зато имел громадное значение в устройстве и развитии Тайного Общества. Он не был «самовластным главою Общества и тайною пружиною всех его действий», но несомненно, что в некоторые важные моменты
жизни Общества его деятельность имела решающее влияние на всю дальнейшую судьбу заговора. Когда на московском с’езде 1821 года Союз Благоденствия был закрыт, Пестель решительно восстал против решения с’езда и немедленно организовал из членов общества, живших на юге, Южное Общество, в виде отдела Союза Благоденствия, закрытия которого он не признавал. Это устройство Южного Общества оказало сильное влияние на устройство в Петербурге Северного Общества, также из членов Союза Благоденствия.
Пестель не имел «неограниченной власти» над Южным Обществом; он имел в нем даже очень незначительную власть, потому что настойчивые старания его об образовании сильного, сплоченного общества не увенчались успехом. Но он имел